Рассказывается, как жители Николаева с великой радостью встречали своих освободителей. Каждый дом для советского воина был открыт как для самого желанного гостя: его приход означал конец тем зверствам и унижениям, которыми подвергались горожане от немецко-фашистских захватчиков.
Из донесения в ГлавПУРККА от 31 марта 1944 года
«Свыше двух с половиной лет хозяйничали в этом городе немецко-фашистские оккупанты. За это время, и особенно перед своим уходом из города, немцы нанесли ему тяжелые раны, превратив целые кварталы в груды развалин, уничтожив крупные предприятия, учреждения, больницы и школы.
Десятки тысяч советских граждан Николаева были угнаны в немецко-фашистское рабство, многие тысячи расстреляны и замучены в застенках гестапо (…). За время фашистской оккупации на Херсонской и Советской улицах гестаповцы вешали по 15-20 чел. советских граждан за то, что они не желали признавать нового порядка фашистских оккупантов, не желали работать на них (…).
В бывшем морском госпитале немцы устроили концлагерь. Сюда сгонялись пленные красноармейцы, городские жители, а также граждане, эвакуированные из других городов – все те, кто неугоден был немецким захватчикам. Немногим отсюда удалось выйти живыми. Около 5000 трупов советских граждан закопано в районе морского госпиталя».
В этом разделе рассказывается об уникальной операции советского командования в ходе освобождения города – в тыл противника высадился отряд десантников старшего лейтенанта Константина Ольшанского, который смог перерезать коммуникации противника и, сдерживая в течение нескольких дней десятикратно превосходящего противника, смог отвлечь фашистские силы с фронта.
Для проведения этой операции из состава 384-го отдельного батальона морской пехоты вызвались добровольцами 55 военнослужащих; в отряд также вошли 10 саперов, два связиста и проводник из числа местных рыбаков. Все бойцы морской пехоты, участвовавшие в задании, были удостоены звания Героя Советского Союза. Большинство из них — посмертно.
Из отчета о боевых действиях 384-го отдельного батальона морской пехоты
«Большинство личного состава погибло и было выведено из строя. Остатки героически сражавшихся десантников в самые критические минуты, когда им было предложено сдаться в плен, подписали клятву: «(…) Мы бойцы и офицеры-моряки отряда тов. Ольшанского клянемся перед Родиной, что за нашу столицу г. Николаев будем драться до последней капли крови, не жалея жизни»». «В ночь с 25 на 26 марта на (…) рыбацких лодках отряд старшего лейтенанта т. Ольшанского (…) вышел по курсу на Николаев».