25 марта 1943 года — 642-й день войны
Харьковская оборонительная операция. С 20 по 25 марта немцы предприняли несколько попыток развить наступление на Обоянь и на Волчанск. Но к этому времени 64-я армия вышла на Северный Донец, 21-я армия организовала прочную оборону на рубеже 25—30 километров севернее Белгорода. В районе Обояни сосредоточивалась 1-я танковая армия. В результате этих мер Курск был надёжно прикрыт с юга.
Завершилась Харьковская операция: отойдя на 100—150 км, войска Воронежского фронта остановили противника, воспрепятствовали планам германского командования окружить и уничтожить советские войска в районах Харькова и Курска. Войска Воронежского фронта перешли к обороне, образовав южный фас так называемого Курского выступа на линии Коренево — Краснополье — Гостищево и далее по левому берегу Северного Донца до Волчанска.
Безвозвратные людские потери войск 3-й танковой армии (П. С. Рыбалко), 40-й (К. С. Москаленко) и 69-й (М. И. Казаков) армии Воронежского фронта (Ф. И. Голиков), 6-й армии (Ф. М. Харитонов) Юго-Западного фронта (Н. Ф. Ватутин) в ходе операции составили 45219 человек (13,1 % от первоначального состава 345900 человек). Санитарные потери составили 41250 человек. Общие потери — 86469 человек. Среднесуточные потери за 22 суток боёв — 3930 человек.
Из оперативных данных штаба флота
На севере. Авиация СФ из-за сложных метеоусловий боевых действий не вела. Ска МО-111 и МО-112 сняли высаженную ранее разведгруппу с южного берега. Открыт для плавания р-н к норд-осту от Святого Носа после протраливания его акустическими, магнитными и механическими тралами.
На западе. Самолёты БФ бомбили Таллин, Нарву, Хельсинки и Котку, ставили мины на рейдах Таллина, Хельсинки и острова Б. Тютерс. Противник бомбил Ленинград, аэродром Углово, вёл воздушную разведку Волхова, Гостинополья, Новой Ладоги и Островного укрепсектора, потеряв 1 самолёт. Огонь по врагу под Ленинградом вели 4 береговых и 8 ж.-д. батарей. 6 береговых батарей вели пристрелку реперов. Неприятель обстреливал позиции батарей № 470 и № 339, эм «Стройный», а также мост через Неву у Шлиссельбурга. Кл «Селенджа» и «Шексна», тр «Чапаев» выходили в Ладожское озеро для испытаний механизмов после ремонта.
На юге. Противник наносил бомбовые удары по Геленджику и мысу Тонкий. Авиация ЧФ отражала эти налёты, сбив 4 Ю-87, 2 Ме-109 и 1 Хе-111. Пл М-117 (капитан-лейтенант Касаев А.Н.) в р-не Ялта — Чауда двумя торпедами потопила одиночный неприятельский транспорт (около 2000 т). На Мысхако доставлено почти 140 т грузов, эвакуировано 108 раненых и 128 человек прикомандированных. Межбазовые переходы выполняли 5 кораблей. Плавание 5 судов обеспечивали 6 кораблей и катеров.
Оперативная сводка Совинформбюро
Оперативная сводка за 25 марта
Утреннее сообщение 25 марта
В течение ночи на 25 марта наши войска вели боя на прежних направлениях.
Вечернее сообщение 25 марта
В течение 25 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
24 марта частями нашей авиации ва различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 50 немецких автомашин с войсками и грузами, взорван склад боеприпасов, подавлен огонь 8 батарей полевой и зенитной артиллерии противника.
25 марта 1943. Эскадрилья «Нормандия» на фронте
25 марта эскадрилья «Нормандия» в составе 12 боевых самолетов убыла на фронт в составе 1-й воздушной армии.
В середине марта на аэродроме Северный состоялась инспекторская проверка готовности эскадрильи к отправке на фронт. Ее проводили глава военной французской миссии бригадный генерал Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник Левандович. Они признали «Нормандию» полностью боеспособной. 22 марта эскадрилья перелетела на прифронтовой аэродром Полотняный Завод, что в 25 км от Калуги, где базировались бомбардировщики Пе-2, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии.
После ознакомления с районом боевых действий, она была подчинена 303-й Смоленской истребительной дивизии. В ее составе она в дальше воевала. Уже утром следующего дня по тревоге для перехвата вражеского самолета были подняты лейтенанты Дюран и Дервиль. Немецкому летчику удалось тогда улизнуть, но его попытка углубиться в наш тыл была сорвана. Так было положено начало боевой деятельности эскадрильи.
Французские летчики буквально рвались в бой. Они считали день потерянным, если провели его без вылетов. Советским командирам приходилось сдерживать их пыл, так как «нормандцы» еще не в полной мере освоили тактику современного воздушного боя.
За время пребывания на советско-германском фронте с 25 марта 1943 по 9 мая 1945 эскадрилья «Нормандия», а впоследствии полк «Нормандия – Неман» прйдет славный боевой путь от Курской дуги до Кенигсберга. Французские лётчики совершат более 5200 боевых вылетов, проведут 869 воздушных боёв, собьют 273 и повредят 50 фашистских самолётов.
25 марта 1943 года, после нескольких дней боев у Красного Бора, у лейтенанта Николаева осталось 8 бойцов…
Из книги Бурова А.В. об обороне Ленинграда «Блокада день за днем»:
…Юго-восточнее Красного Бора враг то и дело контратакует, стремясь вернуть утраченные им позиции. Вдоль одного из рубежей тянется длинная канава метровой глубины. Бойцы во главе с лейтенантом Г. П. Николаевым вот уже несколько дней сдерживают здесь натиск противника.
Сегодня в строю защитников рубежа осталось только восемь человек, в том числе лейтенант Александр Глен, пулеметчики старшина Андрей Клементьев, сержант Федор Чиликин. Восемь воинов отражали одну вражескую атаку за другой. Благо оружия и боеприпасов у них было в достатке. Мертвые все оставили живым. В короткие минуты затишья бойцы набивали патронами все свободные диски для автоматов и ручных пулеметов. Чтобы бить наверняка, они подпускали гитлеровцев поближе — метров на тридцать, а то и меньше. За один день 8 героев отбили 11 атак и отстояли рубеж до подхода подкрепления.
Командующий фронтом наградил участников этого беспримерного боя орденами Красного Знамени, а фронтовой поэт Михаил Дудин посвятил им стихи. В них есть такие строфы:
Когда снарядами разрыты
За буераком буерак,
Когда отбиты и разбиты
Уже одиннадцать атак.
Когда горит на поле рваном
Огонь обугленной зари,
Перевязав бинтами раны,
Ждут новых битв богатыри…
Пусть бой!
Пусть ветер пепел носит!
Никто в сраженьях не поник.
Рубеж отстаивали восемь,
Но каждый воин — большевик.