18 марта 1943 года — 635-й день войны
Харьковская оборонительная операция. Разрыв между 40-й и 69-й армиями Воронежского фронта (Ф. И. Голиков) оставался неприкрытым: 21-я армия находилась на марше в районе Обояни. Город Белгород практически никто не оборонял. В дивизии «Лейбштандарт Адольф Гитлер» для захвата Белгорода был создан передовой отряд из мотопехотного батальона Пайпера на БТР «Ганомаг», которому была придана рота танков Pz.IV, оба оставшихся боеготовых «тигра» и вспомогательные подразделения. Боевая группа Пайпера начала движение в 6.45 18 марта, а уже в 10.00 захватила деревню Красное всего в километре к югу от Белгорода. В 11.35 Пайпер доложил, что «город Белгород взят «внезапной атакой». В 12.10 Пайпер был контратакован танками, но к тому моменту подтянулись оба приданных ему «тигра», и отбить Белгород советским войскам не удалось. Во второй половине дня в Белгород с юга вошёл полк «Дойчланд» дивизии «Дас Райх»
18 марта 1943 года боевые группы дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и «Дас Райх» не только заняли город, но и, выйдя на восточный берег р. Северный Донец, овладели крупным селом Михайловка. Учитывая, что немцы действовали танковыми группами, опасность того, что они смогут развить дальнейший успех на север или северо-восток, была вполне реальной. Командование Воронежского фронта пыталось наспех собранными стрелковыми и кавалерийскими дивизиями выстроить оборону, но сил для этого у него не хватало. Укреплением рубежа под Белгородом занималось лично руководство Генштаба, которое специально для решения оперативных вопросов создало в г. Обоянь вспомогательный пункт управления. Сюда же по распоряжению И.В. Сталина прибыл и Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Стояла задача не просто остановить войска Манштейна, рвавшиеся к Курску, а удержать тактически очень выгодный рубеж реки Северский Донец до подхода уже двигавшихся из Сталинграда армий Чистякова и Шумилова. Поэтому помимо уже действовавшего здесь 2-го гв. Ттк генерал-майора В.А. Баданова спешно по железной дороге был переброшен и выгружен в г. Шебекино еще не полностью укомплектованный техникой и людьми 3-го гв. Стк генерал-майора И.А. Вовченко. По замыслу советской стороны эти танковые соединения должны были сковать боем бронегруппы противника, тем самым дав время уже собранной пехоте и кавалеристам закрепиться и удержать позиции до подхода 21-й и 64-й А.
К моменту захвата немцами Белгорода по восточному берегу реки оборону занимали следующие войска 69-й А: на участке
Михайловка — Крутой Лог — 2-я гв. мсбр 2-го гв. Ттк, 160-я сд, 183-я сд, далее до г. Шебекино 6-й гв. кавкорпус (8-я кавдивизия). Судя по имеющимся сегодня архивным источникам, этот рубеж командование 64-й А приняло для обороны 24 марта 1943 г. Согласно частному приказу № 0233 командиром боевого участка от Михайловки до Крутого Лога был назначен генерал-майор А.С. Костицин.
Из оперативных данных штаба флота
На севере. Авиация СФ прикрывала объекты Кольского залива. Противник бомбил Кандалакшу, осуществлял разведполёты над Кольским заливом и вдоль линии фронта. В воздушных боях сбит 1 Ю-88. На позицию в Варангерфьорд вышла пл М-119. Здесь же 6 ска МО в обеспечении 2 тка ставили мины. Береговые батареи СФ с п-ова Средний подавили огнём 2 артбатареи неприятеля и подожгли его катер у Петсамо. Эм «Грозный» и 2 ска МО вышли в Ара губу для обстрела вражеских позиций.
На западе. Самолёты БФ вели разведку портов Таллин, Хельсинки, Котка и акватории Финского залива, прикрывали Лавенсари и Кабону, бомбили ж.-д. узел Красногвардейск. Противник бомбил Лавенсари и осуществлял разведполёты в зоне Кронштадта. Огонь по врагу под Ленинградом вели 10 береговых и 5 ж.-д. батарей. Неприятель обстреливал Ораниенбаум, Лисий Нос, дамбу Морского канала, Сестрорецк, позиции батареи №№ 601 и 470.
На юге. Авиация ЧФ вела воздушную разведку коммуникаций Крыма, бомбила Анапу, Гадючий Кут, Тамань, Феодосию, Федотовку и Сенную, прикрывала Геленджик. Противник бомбил Мысхако, Геленджик, Лазаревское, ставил мины у мыса Толстый и Геленджика. В воздушных боях сбиты зенитным огнём ещё 3 самолёта врага. Артиллерия Новороссийской базы обстреливала батареи и боевые точки неприятеля. На Мысхако доставлено 405 человек пополнения, 37 пушек и миномётов, 167 т грузов, эвакуировано 177 раненых и 399 человек командированных. Межбазовые переходы совершали 4 корабля. Плавание 7 судов обеспечивали 6 кораблей и судов.
Оперативная сводка Совинформбюро
Оперативная сводка за 18 марта
Утреннее сообщение 18 марта
В течение ночи на 18 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
Вечернее сообщение 18 марта
В течение 18 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
В Баренцевом море нашими кораблями потоплен транспорт противника водоизмещением в 6 тысяч тонн.
17 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 50 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 10 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорвано 2 склада боеприпасов, разбит железнодорожный эшелон противника.
18 марта 1943. Белгород опять оккупирован
18 марта район Харькова был взят под контроль 48-м немецким танковым корпусом. Сразу после захвата Харькова боевая группа Пайпера, созданная на базе моторизованного полка «Лейбштандарта» усиленного остатками роты тяжёлых танков «Тигр», захватила Белгород.
В 4.15 утра усиленная боевая группа Пайпера провела разведку боем.
В 7.00 советский оборонительный рубеж атаковали бомбардировщики. Спустя десять минут батальон Пайпера доложил, что ему удалось прорвать линию обороны и развить наступление на высоты у Отрадного.
В 10.00 батальон Пайпера вышел к Красному. По собственной инициативе штурмбаннфюрер Пайпер приказал продолжить наступление.
В 11.00 Пайпер доложил: «Передовые части вышли на шоссе в 8 км к юго-западу от Белгорода. Русские отступают на запад. 2 танка подбиты. Командир 3-го батальона 2-го полка».
В 12.10 группа Пайпера отразила нашу танковую контратаку на Белгород с северо-запада, подбив несколько танков. Был получен приказ за ночь занять западную часть города.
Дивизия «Дас Райх» вместе с полком «Дойчланд» наступала на Белгород с юга.
К вечеру 18 марта танковый корпус перешёл к обороне по линии от высот к западу от Мурома через Нечаевку, Бочковку, Бродок и Таврово до оборонительных позиций вокруг Белгорода и перерезал железную дорогу, шедшую к Харькову.
Отбить Белгород контратаками советские части не смогли, и с 19 марта на всем фронте наступила пауза на период весенней распутицы.
При этом расположенное на левом берегу Северского Донца село Старый Город (ныне часть Белгорода) немцы захватить не смогли, и линия фронта прошла по рубежу реки.