17 марта 1943 года — 634-й день войны
Северо-западный фронт. Закончились наступательные бои войск Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы. Ликвидирован плацдарм противника на восточном берегу р. Ловать, войска фронта вышли на р. Редья, где фронт стабилизировался до конца года.
Харьковская оборонительная операция. 2-й танковый корпус СС вышел к Борисовке и с утра 17 марта начал наступление на Белгород с юга вдоль шоссе и железной дороги. С запада на Белгород наступали части армейского корпуса «Paye». Соединения 69-й армии не смогли оказать организованного сопротивления и под угрозой окружения отступили за Северный Донец южнее Белгорода.
Из оперативных данных штаба флота
На севере. Из-за плохой погоды самолёты СФ вылетали только на прикрытие объектов главной базы флота. Из боевого похода возвратилась пл М-122. Велось траление в Ара губе и на акватории Мурманского порта.
На западе. Самолёты БФ вылетали на разведку в Финский залив и на прикрытие о. Лавенсари. Противник вёл авиаразведку Островного укрепсектора и сбрасывал бомбы на Лавенсари. Врага под Ленинградом обстреливали 5 береговых и 3 ж.-д. батареи, а неприятель вёл артобстрел дамбы Морского канала, Ораниенбаума и позиций батареи №№ 601 и 470.
На юге. Авиация ЧФ штурмовала автоколонну на дороге Ахтанизовская — Голубицкая, бомбила плавсредства в Гадючем Куге, Феодосии и Тамани, вела разведку в Керченском проливе, потеряв за сутки 2 Ил-2. Из боевого похода в Очамчире вернулась пл А-3, а Щ-215 — в Батуми. На Мысхако доставлено 2080 человек пополнения, 9 орудий, 55 т боеприпасов и 54 т других грузов, эвакуировано 525 раненых. Межбазовые переходы выполняли 15, а плавание 7 судов обеспечивали 14 кораблей и катеров.
Оперативная сводка Совинформбюро
Оперативная сводка за 17 марта
Утреннее сообщение 17 марта
В течение ночи на 17 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
Вечернее сообщение 17 марта
В течение 17 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
16 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 100 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 22 артиллерийских и миномётных батарей, взорван склад противника с боеприпасами.
17 марта 1943 года — Потеря Красной армией города Харькова стала свершившимся фактом

Танк был подбит в начале обороны города, 12 марта 1943 г.. На уничтожение претендует 525-й ИПТАП, в тот момент вообще махавшийся с немцами в одиночку в районе Госпрома. НКВДисты по отчету полка ушли, но ИПТАПовцы уперлись и отбивались, «сожгли тяжелый танк». Звучит вполне убедительно, в лобовой броне просматриваются пробоины от 76-мм орудий, не бутылки и не сорокапятки. Машина из «Лейбштандарта», подбита на повороте с улицы Правды на ул. Сумскую , которая тогда носила наименования «Карла Либкнехта». В отчете ИПТАП проходит как «Сумская». Госпром стоял на пл.Дзержинского. Полк за день настрелял 156 осколочно-фугасных и 98 бронебойных т.е. и на самооборону от пехоты, и по танкам (еще 3 «средних», скорее всего Pz.III проходили как подбитые).

В мемуарах известного артиллериста В.С.Петрова (встретил войну на границе, киевский «котел», насыщенная биография) обстоятельства уничтожения эсэсовского танка описываются так:
«Ни автоматчики, ни танки на Сумской улице не могли подойти к орудиям ближе 70 шагов. Пересекший в 12 часов ночи эту черту танк был тотчас подожжен перед заграждением на изгибе улицы и стоял там под закопченной стеной многоэтажного дома вплоть до конца 1945 года».
Правда Петров неверно датирует события, сдвинув их на ночь с 15 на 16 марта. Тогда полк уже был придан 19-й сд и ушел за реку от Госпрома.
В общем когда в документах 19-й сд написано «Всем участникам героических боев за Харьков объявлена командованием армии благодарность» свой смысл был, люди упирались как могли.
17 марта 1943. Рузвельт о послевоенном мире и границах СССР


17 марта глава МИД Британии Энтони Иден отправил письмо премьеру Уинстону Черчиллю. В нем он рассказывал о встрече с президентом в ходе своей поездки в США. Обсуждали будущее Европы после войны. Рузвельт нарисовал Идену конкретную картину послевоенного мира, в котором три страны — Англия, США и СССР должны были бы контролировать глобальную безопасность. Однако американского президента больше всего беспокоит то, что между СССР и США отношения уже, чем у СССР и Англии. Отдельно стоит обратить внимание на позицию США по Польше. Рузвельту наплевать на позицию Англии, он согласен с изменением границ СССР на начало Великой Отечественной.
Из телеграммы министра иностранных дел Великобритании Энтони Идена премьер Великобритании Уинстону Черчиллю:
Вчера вечером у меня состоялся ужин с президентом, на котором из других присутствовавших был лишь Гарри Гопкинс. В ходе разговора, продолжавшегося около 4 часов, президент высказал свои взгляды на ситуацию в Европе. Вне всяких сомнений, большинство из них вам уже известны. Например, он снова изложил свое мнение о том, что после завершения войны в Европе вооружения должны быть сосредоточено в руках государств, обеспечивающих порядок, — Великобритании, США и России. Менее крупные государства должны иметь ружья, но ничего более серьезного. Я объяснил очевидные трудности, связанные с этим планом. Однако главную озабоченность президента вызывали, по-видимому, американо-советские отношения. Я вкратце передал ему то, что мне сказал Майский перед моим отъездом из Лондона, и он отметил, что, к сожалению, дипломатические контакты его правительства с Россией далеки от тех, которые существуют между нами. Литвинов занимает слишком незначительное положение, чтобы иметь какой-либо вес, и позднее я узнал от Уэллеса, что президент собирается заменить адмирала Стэндли — не обязательно в связи с его последним заявлением, а из-за необходимости иметь человека, у которого есть опыт дипломатической деятельности в Москве. Президент также отметил, что вы встречались со Сталиным, а он — нет. Затем он возвратился к планам, упомянутым в моей телеграмме №1228153.
- Мы обсудили некоторые детали относительно требований СССР, переданных мне Майским. К некоторому моему удивлению, президент, по-видимому, не увидел особой сложности в польском вопросе. Он считает, что, если Польша получит Восточную Пруссию и, возможно, ей пойдут на некоторые уступки в Силезии, она скорее приобретет, чем потеряет, согласившись на линию Керзона. В любом случае мы, США и Россия должны в соответствующие сроки принять решение…