Бурлачки — ярыги или женские бригады бурлаков
Большого почёта достойны женщины, оставшиеся наедине со всеми бедами. Картина «Бурлаки на Волге» открыла многим глаза на этот тяжелый труд, но общество не особенно стремилось осознать, что есть люди которых буквально впрягают в баржи.
Однако настоящим откровением для публики в Царской России стало наличие женщин-бурлаков. Так дамочки из Высшего общества узнали, что в России есть женщины, которые вынуждены для выживания таскать на себе корабли.
С XVI века до эпохи паровых двигателей — движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.
Негласной столицей бурлацкой биржи труда в Российской империи был Рыбинск, что в Ярославской области. По весне туда стекались желающие заработать перетаскиванием барж и плотов, определенную часть среди этих наемных работников составляли представительницы слабого пола. Эти женщины собирались в свои бригады численностью от 4 до 40 работниц. Хотя среди бурлачек встречались каторжные, которым приходилось тянуть лямку по строгому приговору суда, абсолютное большинство женщин были свободными. Обычно на эту работу нанимались бедные вдовы и солдатки, которым нужно было кормить семью, а низкая оплата за поденный труд не давала возможности прожить. Еще иногда встречались не вышедшие замуж сироты.
На Севере бурлаков еще называли ярыгами. Или ярыжками. Слово это образовано из двух: «ярило» — «солнце», и «га» — «движение», «дорога».
Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек , в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу.
У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти — высокие крутые берега — назывались «Жареными буграми». С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.
«В бурлаки чаще всего шел отчаянный народ, потерявший свое хозяйство, интерес к жизни, любители путешествий и вольного воздуха…»
При прохождении судна мимо «Жареного бугра» у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Новички выстраивались у подножья бугра. За их спиной вставал лоцман с лямкой в руке. По команде и под крики бывалых бурлаков: «Жарь его!» — новичок бежал по откосу к вершине, а лоцман бил его лямкой по спине. Кто быстрее взбежит на вершину, тот получит меньше ударов. Добежав до вершины, бурлак-новичок мог считать себя получившим крещение и на равных правах входил в артель.
В бурлаки шли охотно не только мужчины. «Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей».
Бригады женщин-бурлаков формировались так же как и мужские — фиксированное число людей на 1 000 пудов груза (16 360 кг), правда мужчин на такой груз требовалось 3, а женщин 5. Кроме того, женским бригадам и платили меньше, чем мужским за перевозку одной массы груза — женщины вынуждены были сбивать цену чтобы их наняли. Хотя доход за сезон у женщин был значительно ниже мужского, его вполне хватало, чтобы семья могла прожить до следующего заработка. Закончив сезон бурлаки-мужчины пускались в загул, тратя на это немалые деньги. А женщины свои доходы сберегали.
«Смертельный» труд
Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Лишь попутный ветер облегчал работу (поднимался парус) и увеличивал скорость передвижения. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Пожалуй, самая известная из них «Эх, дубинушка, ухнем». Обычно ее пели для координации сил артели в самые тяжелые моменты.
На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти.
«Уходила артель дальше, на берегу оставались тлеющие угли костра, разбитые лапти и прелые онучи, а иногда и грубо тесанные могильные кресты…»
Чем питались бурлачки
Кашеварить приходилось обычно по очереди — дело для женщин привычное. Правда в иных артелях имелись те, кто готовил пищу лучше, тогда они это делали ежедневно за определенную доплату по итогам всей работы. Продукты поставлял судовладелец, он мог сэкономить на женской бригаде табак, но мясо, рыба, крупа, квас и прочие продукты выдавались исправно. Хорошее питание работниц было выгодно самому владельцу судна, ведь сутки опоздания вели к немалым убыткам, так что на еде обычно не экономили.
Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан:
«Быть у хозяина во всяком послушании… Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления… На работу — чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни».
Именно бурлакам приписывают изобретение окрошки. Кваса у этих работников всегда было вдосталь, а вот что-либо приготовить сил частенько не хватало. Поэтому в квас крошились продукты, которые имелись под рукой. Вобла, которую не все могли разгрызть, побыв в этом напитке, становилась вполне съедобной. Да и вообще блюдо получилось питательным и хорошо восстанавливало силы.
Вот наступает 20—й век, век прогресса и технических революций, а бурлачество все существует. В чем же дело?
Патриотически настроенный современник уверенно объясняет: выгодно это было мужику (ну и бабе – тем более), заработки, мол, были большие: «Пройдя с баржой от Царицына до Нижнего бурлак зарабатывал столько, что мог купить дом в деревне.»
То, что заработок бурлака был большим для мужика – правда. Тут и Репина в качестве свидетеля можно использовать. Вспоминает он, как его поразила фраза одного из мужиков, признался, что 20-ти рублей ему бы хватило на всю жизнь.
Heвoльнo дyмaлocь: «Kaкoв бюджeт y этиx бoбылeй. Двaдцaть pyблeй — тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo ». И.Е.Репин «Далекое близкое»
А вот какой резон был платить хозяину такие суммы, если содержание лошадей обходилось намного меньше, чем цена домиков в деревне? Вот с этим явная нестыковка.
Хотя, на мой взгляд , ответ – на поверхности – человеческий труд был намного дешевле, чем лошадиный, а бабий труд – еще дешевле.
Почему же не заработать было мужикам-босякам на домик в деревне? Да потому, что цена рабочей силы зависела от предложения, а желающих заработать на таких работах по всей России было в избытке. Вот и женщины уже стали составлять конкуренцию, сбивая цены солидным артельным мужикам. Женщины, как правило, оплачивались (и соглашались на такую оплату) еще меньше, чем мужчины.
И еще. Если верить все той же Википедии: «В СССР бурлацкая тяга была запрещена только в 1929 году постановлением Народного Комиссариата путей сообщения, в подчинении которого до 1931 года был и речной транспорт. Однако, в годы Великой Отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение».