Ржевско-Вяземская операция
Южнее и юго-западнее Ржева наши войска продолжали успешное наступление.
Ударная группировка войск левого крыла Воронежского фронта вышла на реку Северный Донец и приготовилась ее форсировать в районе Печенеги и Чугуева. К этому времени противник успел организовать плотную танковую оборону на правом берегу силами танковой дивизии СС «Адольф Гитлер».
5 марта 1943 года
Из оперативных данных штаба флота
На севере. Авиация СФ прикрывала главную базу флота, бомбила аэродром Луостари, уничтожив на земле 3 Ю-88 и сбив в воздушных боях 2 Ме-109. Наши потери — 1 Пе и 1 Як. Из боевого похода возвратилась пл М-109.
На западе. Самолёты БФ вели разведку Финского залива и сбросили бомбы на Пейпию. Противник осуществлял воздушную разведку Кронштадта и Ленинграда, сбросив на город 10 бомб, а также прикрывал Копорскую дугу. Огонь по врагу под Ленинградом вели 6 береговых и 8 ж.-д. батарей. Неприятель обстреливал Ораниенбаум, Угольную гавань Ленинграда, Сестрорецк и мыс Дубовский.
На юге. Авиация ЧФ бомбила Тамань, штурмовала противника в Анапе и Цемесской долине, прикрывала Геленджик, вела разведку портов Керченского и Таманского п-овов. В воздушных боях сбит 1 Ме-109 и потерян 1 наш ДБ. Артиллерия Новороссийской ВМБ обстреливала неприятеля в р-нах балки Адамовича и городской электростанции. Из боевого похода от Тарханкута возвратилась пл Д-4, у Мысхако подорвался на мине и затонул мз «Заря». Межбазовые переходы выполняли 10 кораблей, а плавание 7 судов обеспечивали 9 кораблей и катеров.
Оперативная сводка Совинформбюро
Оперативная сводка за 5 марта
Утреннее сообщение 5 марта
В течение ночи на 5 марта наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.
Вечернее сообщение 5 марта
В течение 5 марта наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.
4 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 15 артиллерийских батарей и взорвано 4 склада противника с боеприпасами.
Группа армий «Юг». Манштейн
«Ближайшей целью, следовательно, был разгром южного фланга противника, расположенного на Берестовой юго-западнее Харькова, на котором действовала 3 советская танковая армия. Эта цель была достигнута 4 танковой армией к 5 марта. Из 3 танковой армии противника были частично разгромлены 12 и 4 тк, один кавалерийский корпус и три стрелковые дивизии, часть их личного состава была взята в плен в небольшом котле у Краснограда. Пленных опять было сравнительно мало, убитыми же противник потерял примерно 12 000 человек; мы захватили 61 танк, 225 орудий и 600 машин. Однако по метеорологическим условиям оказалась теперь невыполнимой наша цель — зайти в тыл противнику, теснившему группу Кемпфа в направлении на Ахтырку и Полтаву, и заставить его принять бой с перевернутым фронтом.»
5 марта 1943. После протестов в Берлине против депортации евреев, гестапо временно «включило заднюю»
5 марта случилось интересное и удивительное в Берлине. После двух дней демонстраций на Розенштрассе 27 и 28 февраля, на которых люди требовали вернуть своих близких, гестапо частично «включило заднюю». В конце февраля 27-го число органы СС и гестапо начали аресты остававшихся в Берлине евреев и переправку их в транзитные лагеря для последующей депортации в концлагеря). Среди более чем 8000 схваченных находилось немало супругов из немецко-еврейских смешанных браков. Многие евреи из таких пар были помещены в здание бывшей еврейской богадельни на Розенштрассе.
Вечером же 27 февраля перед зданием стихийно образовалась толпа — жёны, мужья и близкие. Они требовали одного — освобождения родных. Два дня толпа не расходилась. И не зря, начиная со 2 марта и по 5 марта задержанные ранее родственники начали постепенное возвращаться домой.
5 марта с Розенштрассе в Освенцим были отправлены 25 человек, однако уже через несколько недель они тоже были освобождены. По разным данным, освобождены были почти все из 2000 человек, содержавшихся в этом здании. Но вернули этих — самым активным. Около 6000 задержанных ранее в феврале, были помещены не в здании на Розенштрассе, а в транзитные лагеря, а они то, попав в Освенцим, уже оттуда не вышли.
Освобождённые же благодаря родственником, должны были зарегистрироваться в Трудовой службе, и обязаны были участвовать в принудительных работах под руководством Имперского объединения евреев в Германии. На этих работах они заменили других евреев, за которых заступиться было некому, большинство из них были отправлены в лагеря. Сама по себе история показывает, что население отлично знало, что происходило с евреями, просто многим было наплевать, пока это не касалось их лично. И лишь немногие смогли «отбить» родных, после чего, гестапо стало работать точечно и тише.