Материал взят с сайта «Тактик Медиа»
Автор: Василий Зайцев
Постановочное фото гражданского фотографа, граница города Данциг и Польши. Фотография должна создать впечатление взятия Польши практически без боёв. Фотограф Ханс Зённке (Hans Sönnke). Источник: BArch, Bild 183-51909-0003/Sönnke/CC-BY-SA
Большинство появлявшихся в печати во время Второй Мировой Войны немецких фотографий были сделаны Ротами Пропаганды, пропагандистскими боевыми единицами — специально созданными подразделениями вермахта. Снимки, например, отображают немецкого солдата как безупречно воспитанного и дисциплинированного бойца, несущего свет культуры на «дикий» восток и противостоящего нашествию варварских орд. Миллионы снимков были сделаны лишь для того, чтобы показать, внушить людям эту картину, действующую на умы по сей день. Посмотрим, кто занимался производством таких фотографий, насколько эти снимки соответствовали действительности, и в каком контексте их необходимо рассматривать в наше время.
Русские крестьянки чистят картошку для солдат вермахта. Источник: Providing institution Österreichische Nationalbibliothek — Austrian National Library, Creator Scherl Bilderdienst
Репортёры или идеологи?
Долгие годы об этих войсках рассказывали лишь сами служившие в них солдаты, а взгляд со стороны отсутствовал. После войны многие служащие рот пропаганды, а также руководитель отдела пропаганды вермахта Хассо фон Ведель (Hasso von Wedel) публиковали мемуары и писали статьи, в которых пытались оправдать Роты Пропаганды и отделить их от преступного национал-социалистического государства и его идеологии, представив роты как независимый объективный источник, показывавший миру правдивую реальность. Созданная в Гамбурге в 1951 году организация Wildente («Дикая утка») объединила в своих рядах ветеранов Рот Пропаганды и стремилась показать их свободными от идеологического давления репортёрами. Однако недавние исследования историков Даниэла Юзиэла (Daniel Uziel) и Бернда Болля (Bernd Boll) доказывают, что служащие Рот Пропаганды вовсе не были аполитичными журналистами, которых просто заставили надеть военную форму.
Исследователь Винфрид Ранке (Winfried Ranke) отмечал, что многие фотографы Рот Пропаганды разделяли национал-социалистические взгляды и рьяно исполняли приказы начальства, желая продвинуться по службе. Они конкурировали между собой, во время войны и при уничтожении еврейского населения, пытаясь пробиться со своими снимками на обложки немецких СМИ.
«Это была Линия Сталина». Коллаж из нескольких фотографий был помещён на развороте журнала Ilustrowany Kurier Polski от 27 июля 1941 года. Солдаты стоят спиной к фотографу, что должно было создать у зрителя эффект присутствия на поле боя. Вверху добавлены фотографии бомбардировщиков, а с помощью дыма прикрыты линии монтажа. Коллаж демонстрировал доблесть немецких солдат, прорывающих Линию Сталина, и заставлял поверить в неизбежную победу вермахта
Министерство Народного образования и Пропаганды Рейха и отдел пропаганды Верховного Командования Вермахта давали фотографам Рот Пропаганды указания об поношении определённых групп людей. И хотя Хассо фон Ведель (Hasso von Wedel) уверял после войны в объективности фотографий, сделанных в Польше его Ротами Пропаганды, историки Альрих Майер и доктор Оливер Зандер доказали в своих работах, что это не так. Фон Хассо писал даже о «пассивном сопротивлении» Рот Пропаганды расовой и антисемитской идеологии. Но, как пишет Бернд Болль, Роты Пропаганды не должны были объективно докладывать о Второй Мировой Войне, а являлись оружием психологической войны. Сделанные ими фотографии были не произведением искусства или зеркалом повседневности, а идеологическим инструментом.
Украинские жители встречают немецкого фотографа из Роты Пропаганды. Обращает внимание утка на люльке мотоцикла, как значок Рот Пропаганды. Аббревиатура PK — Propaganda Kompanie переводится как Рота Пропаганды. Источник: Bundesarchiv, Bild 101I-187-0203-23 / Gehrmann, Friedrich / CC-BY-SA 3.0
Организация войск пропаганды
Начало кооперации между партией национал-социалистов с основанным ей же Министерством Народного образования и Пропаганды Рейха и Министерством Обороны Рейха (предшественником Верховного Командования Вермахта) было положено в 1933 году. В последующие годы их содействие крепло и привело к созданию Рот Пропаганды. Весной 1938 начальник Верховного Командования Вермахта генерал-полковник Вильгельм Кейтель (Wilhelm Keitel) выпустил меморандум с заявлением, что «Принципы тотальной войны будущего» объединяют в себе вооружение, пропаганду и экономическую войну. Верховное Командование Вермахта выпустило 19 августа 1938 постановления о том, что Роты Пропаганды как часть войск связи подчиняются командованию армий, но указания о форме и содержании создаваемых репортажей будут получать от Министерства Народного образования и Пропаганды Рейха. Ответственность Министерства за создание материала пропаганды была закреплена в «Правилах ведения пропаганды на войне», изданных Верховным Командованием Вермахта 27 сентября 1938. Для претворения этих правил в жизнь Верховное Командование Вермахта 1 апреля 1939 основало отдел Пропаганды Вермахта (Abt. WPr.), ответственный за военную цензуру и управление журналистскими докладами вермахта. Полковник Хассо фон Ведель был назначен управляющим этим отделом, так как в то время поддерживал политику Адольфа Гитлера и внедрение национал-социалистической доктрины в вермахте, как пишет историк Болль.
Производство изображений регулировалось Министерством Народного образования и Пропаганды Рейха в три этапа. Первым был отбор персонала, второй это внутренние указания и правила для создания материала, третий этап это цензура созданного материала. За счёт отбора персонала Министерство сохраняло высокий уровень профессионализма и политическую надёжность кадров. Каждый журналист отбирался и проверялся тщательнейшим образом по специально предписанной процедуре, описанной у историка Дорис Хайди Кольманн-Вианд (Doris Heidi Kohlmann-Viand). Командирами Рот Пропаганды также назначались специально отобранные люди. Кандидат в командиры должен был быть утвержден лично министром пропаганды Йозефом Геббельсом (Joseph Goebbels). Допуск в солдаты Рот Пропаганды регулировался приказом от 4 октября 1933 (Schriftleitergesetz), который описывал любое журналистское дело, как пропагандистскую службу во благо национал-социалистического режима.
Ежедневно выпускавшиеся «указания для прессы» для Рот Пропаганды обсуждались на конференциях с министром пропаганды, а иногда и на пресс-конференциях Рейха. В них предписывались темы и указывались тенденции для журналистских докладов и фотографий, которые следовало сделать.
Боевой путь Рот Пропаганды
Первое активное применение фотографов пропаганды состоялось в 1936 – 1937 годах при военных манёврах. Приказом от 16 августа 1938 Верховного Командования Вермахта создало первые пять Рот Пропаганды для документации входа вермахта в Судетскую область. Перед нападением на Польшу в 1939 были созданы дополнительные Роты Пропаганды. По штату одна такая рота включала в себя 150 солдат, из них лишь от 4 до 7 человек были фотографами.
Также в 1939 была основана учебная Рота Пропаганды в Потсдаме, где обучались подразделения пропаганды союзных государств: Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии и Болгарии.
Не служивший прежде фотограф получал звание зондерфюрер (Sonderführer). Публикация фотографий в прессе давала возможность продвижения по службе до звания унтер-офицера (Unteroffizier), как писал Болль. По данным Бундесархива, если фотограф получал некую популярность, то он мог подняться до звания офицера или статуса «Особого докладчика» (Sonderberichter).
При нападении на Польшу в каждой армии была своя Рота Пропаганды. Пять из семи созданных Рот Пропаганды вермахта, две созданные Журналистские роты и одна Рота Пропаганды флота вошли на территорию Польши в составе немецких войск.
При нападении на СССР в июне 1941 были задействованы 13 Рот Пропаганды сухопутных войск, 4 Роты Пропаганды военно-воздушных сил, две полу-роты пропаганды морских сил и три Роты Пропаганды войск СС. В 1942 году силы пропаганды включали примерно 15000 человек. В 1943 отдел пропаганды вермахта получил собственный штаб и войска пропаганды были объявлены отдельным родом войск. Хассо фон Ведел получил звание генерал-майора и переехал в ставку фюрера.
Майор Хассо фон Ведель, ноябрь 1938. Фотограф Штир (Stiehr). Источник: BArch, Bild 146-2002-005-22A/Stiehr/CC-BY-SA)
Задачи
Отдел пропаганды вермахта ставил Ротам Пропаганды задачу улучшать репутацию вермахта. Цензура осуществлялась с целью скрытия военных секретов и во избежание попадания в прессу нежелательных тем (как, например уничтожение людей на Востоке). Офицеров цензуры постоянно инструктировали о том, что не должно попасть в печать. Вёлся полный контроль попадающих в прессу фотографий на оккупированных территориях. Иногда допускались к печати фотографии гражданских фотографов, если они соответствовали созданию желательной картины происходящего.
Таким образом фотографии Рот Пропаганды в СМИ стали важнейшим источниками информации на оккупированных регионах. Создавалась картина, что немцы несут культуру в дикие места, освобождают страдающие от тирании народы, помогают местным жителям. Также они должны были показать превосходство немецкой нации над народами востока. Польским фотографам было запрещено работать с 1941 года, а также было запрещено иметь и использовать фотоаппараты польскому населению.
Фотографии РП не только информировали население — в будущем они должны были послужить источниками для написания истории. Все снимки хранились в государственном фотоархиве (Reichsbildarchiv). Бернд Болль пишет, что туда же отправлялись и фотографии, изъятые у местных жителей.
От фотографии до публикации
Темы для нужных снимков обсуждались с Министерством Народного образования и Пропаганды Рейха с оглядкой на заказы различных СМИ. Из этого формировались указания для Рот Пропаганды в виде коротких ключевых предложений. Иногда выражались и точные пожелания нужной темы от определённого фотографа. Например, заказ фотографу Герхарду Гронефельду (Gerhard Gronefeld) в июне 1941 фото жертв советской спецслужбы НКВД.
Конкуренция между фотографами вела к тому, что некоторые из них хвастались тем, что их фото не постановочные (в наше время это естественно что фото хорошего журналиста и должно быть не постановочное). Другие фотографы славились умением так расставить все предметы и людей в кадре, чтобы фото точно соответствовало заказу. Режиссура фото была закреплена в приказе ротам ПК 612 от 18 января 1940. Но если постановочный характер был слишком очевиден, его приходилось отсортировывать.
Так, заказ фотографу Георгу Шмидт-Шеедеру (Georg Schmidt-Scheeder) включал фото с многочисленными британскими пленными в Дюнкерке. На самом деле, когда он приехал туда, то нашёл совсем немного англичан — основную массу пленников составляли французы. Фотограф не растерялся: он сделал несколько снимков британцев крупным планом на фоне размытых фигур французских солдат.
Применялись камеры типа Leica III и Contax III. Фото создавались основной массой в формате 24х36 мм, превращаясь в местах базирования Рот Пропаганды из негативов в позитивы формата 13х18 см, годного для прессы. На обратной стороне приклеивался сопроводительный ярлык, описывающий фотографию.
С обратной стороны виден ярлык сопровождения с описанием: «Солдатская могила у Кроне. Одна из первых жертв немецкого продвижения в Польшу. Солдатская могила на обочине погибшего сапера, потерявшего свою жизнь 2 сентября за фюрера и за свой народ.» Фотограф Хайнц Бёзиг (Heinz Boesig), РП 689, источник: BArch Bild 183-2008-0415-507/CC-BY-SA
Назначение фотографий помечалось ярлыком определённого цвета. Например, желтый ярлык означал «только для служебного пользования», белый – «для прессы». После этого фото проходили цензуру, нужную для исключения всякого рода оперативной информации. Затем они попадали в Министерство Народного образования и Пропаганды Рейха, где подготовленные кадры проводили политическую цензуру снимков. При прохождении фото получали печать на задней стороне и передавались в пользование в бюро фотоновостей (Bildnachrichtenbüro), где их оценивали и обозначали цветом. Прямая передача фотографий Рот Пропаганды в прессу была запрещена в сентябре 1939.
Заработок от продажи фото в прессу шел в «Фонд Доктора Геббельса». Но многие из снимков были сделаны для личных нужд. Максимальное внимание фото получали только если попадали в немецкую прессу, в иллюстрированные журналы и около 40 газет вермахта. Также они применялись для плакатов, открыток, листовок и стенгазет в оккупированных регионах. Один пример такого применения показан в советском х/ф «Судьба» 1977 года. В фильме жена секретаря обкома, врач психиатрической лечебницы, не эвакуируется и попадает со своими пациентами в плен. Рота Пропаганды печатает её фото с немцами в стенгазете, чтобы создать впечатление, будто она сотрудничает с ними, дабы подорвать авторитет секретаря обкома, лидера партизан. Также выпускались фотокниги, как например книга 1939/1940 о польском походе вермахта.
Достоверность фото Рот Пропаганды
Фотографии Рот Пропаганды были абсолютно не достоверны, как пишет историк Болль. Например даже для отображения боёв в Польше использовались снимки с манёвров предвоенного времени, как отмечено в указе отдела пропаганды от 24 ноября 1939 года. Зачастую фото обрабатывались, чтобы добавить драматизма и выставить вермахт в выгодном свете. Например, в сценах боёв могли дорисовать пламя.
В прессе оккупированной Польши снимки Рот Пропаганды несли населению посыл о непобедимости Германии, а также для внедрения картины врагов в общественное сознание оккупированного населения: евреев, британцев, русских. Население накачивалось национал-социалистическими идеями. Об этом пишут польские исследователи Lucjan Dobroszycki и Lars Jockheck. С 1941 года граждане СССР представлялись в прессе как «евреи» и «евреи-большевики». При этом авторами фотографий выдавались не Роты Пропаганды, а, к примеру американские издательства, такие как Associated Press.
Для изображений, соответствующих идеологии, придумали формулу, с факторами «чистота», «равномерность», «движение» и «одежда». Соответственно этой формуле на фотографиях отображались «грязные» подобные «животным» советские граждане и сопоставлялись с «чистыми» немцами. Так получалась картина расового превосходства немецкой нации, пишет исследователь Эдмунд Дмитров (Edmund Dmitrów). Начало было положено в 1937 издательством «Указаний для антибольшевистской пропаганды», а также указом министра пропаганды Геббельса от 5 июля 1941. Отрезок оттуда гласит:
Важно противопоставлять изображения озверевших большевиков свободно и открыто глядящим немецким рабочим, грязные советские бараки — немецким поселениям и разбитые заболоченные тропы — хорошим немецким дорогам.
«Руки вверх»: фотографии сдающихся советских солдат, около снятого крупным планом человека в грязных лохмотьях с коротко бритыми волосами. Подпись к фото сообщает о взятом в плен советском еврее. Большая фотография отвлекает от того факта что все другие солдаты не одеты в тряпки, а напротив в чистой форме. На второй странице «В атаку» показаны «доблестные» немецкие солдаты. Источник: IKP нр. 38 от 21.09.1941
Другая формула антибольшевистской пропаганды содержала картину врага в больших массах с выделением расовых признаков. Задачей таких изображений было возбуждение отвращения.
Фотомонтаж Орды. Подпись: С помощью таких полчищ Сталин хотел захватить Европу, а Рузвельт и Черчилль сочли этот план «очень вдохновляющим». Журнал «Иллюстрированный Курьер Польский» № 25 от 12.06.1942. Редакция журнала состояла из немецких журналистов, говорящих по-польски.
При этом важно было использовать громкие слова — например, «орда» — и наделять советских солдат азиатской внешностью, подчёркивая «расовую неполноценность» военнослужащих Красной армии. Наступление вермахта на восток, нападение на страны Восточной Европы выставлялось сопротивлением захвату Европы дикими ордами востока.
Немецкие солдаты показывались в качестве освободителей преследуемых этнических немцев в Польше. Это подтверждалось соответствующими фотографиями, созданными Ротами Пропаганды, на которых якобы отображалось уничтожение этнических немцев Польши поляками.
Во время Французской кампании 1940 года пропагандистские роты клепали снимки темнокожих французских солдат, представляя их как расово чужих и низкосортных людей. В Польше такая роль отводилась евреям, а в СССР — евреям и азиатам.
Сдающиеся в плен советские солдаты, азиатского происхождения. Фото отпечатано на всю обложку журнала «Иллюстрированный курьер польский» № 40 от 04.10.1941
Главная задача Рот Пропаганды состояла в повышении престижа вермахта. Поэтому в основном фотографии польского похода показывают разрушенные польские города, вооружение и имущество. Мертвые немецкие солдаты отображались лишь в качестве солдатских могил. Штабы армий могли в определённом объёме влиять на темы создававшихся работ.
В оккупированных регионах Роты Пропаганды снимали евреев, особенно отличавшихся от окружающих людей особыми приметами, как например бородой, деталью одежды или прической.
Еврей в кафтане в Ло́дзинском ге́тто. Его фотографируют сразу два фотографа Роты Пропаганды СС. Они выбрали его как объект фотографий из-за его длинного пальто, называвшегося «кафтан», бороды и головного убора типичных для евреев. Таким образом, традиционно одетые евреи особенно часто подвергались унижениям со стороны немцев и фотографов Рот Пропаганды. Фотограф Цермин (Zermin), Источник: BArch Bild 101I-133-0703-19/Zermin/CC-BY-SA
Насильственное переселение людей на работы в Германию, террор голодом и расстрелами против гражданских не отображался на снимках Рот Пропаганды. А если такие фотографии и делались, то не попадали в прессу. Также не попадали в прессу фотографии представителей «низких» рас в «нормальном» облике, не отличавших их от членов других рас.
Евреи, закрытые в Ло́дзинское ге́тто. Евреи тут выглядят как обычные люди, чистые одежды, обычные прически. Лишь звезда Давида на одежде выделяет их как евреев. Такие фото не попадали в прессу. Фотограф Цермин (Zermin), Источник: BArch Bild 101I-133-0703-19/Zermin/CC-BY-SA
Евреи шьют солдатскую форму для вермахта. Такие фото также не попадали в прессу, так как еврей должен был выглядеть не работающим и ленивым. Фотограф Цермин (Zermin), Источник: BArch Bild 101-133-0719-02/Zermin/CC-BY-SA
Итоги
Работа Рот Пропаганды начиналась с создания образа врага в лице евреев. При продвижении на восток вермахт должен был выставляться освободителем мира от большевистских грязных орд звероподобных азиатов. Широко известны фотографии мирных жителей, с радостью встречающих вермахт как освободителей в СССР.
Встреча вермахта в Белоруссии. Источник фото: https://nn.by/?c=ar&i=135425&lang=ru
Много изображений, показывающих как доктора вермахта лечат гражданских, помогая им.
Доктор вермахта осматривает ребенка. Источник: https://ok.ru/zagadkii/topic/68138452219306
Без сомнения, все это влияет на умы и по сей день. Альтернативное рассмотрение истории сейчас популярно как никогда. В таком ракурсе эти фотографии кому-то могут даже показать, что национал-социализм вовсе не такая уж и плохая штука. Он вроде даже несёт культуру в дикие регионы. И народ даже как-то всё это приветствовал тогда, а им то уж точно виднее было.
Но, как показано выше, создание таких изображений было поставлено на производственную основу. Специально обученные и воспитанные люди создавали их по заданной программе. Программа задавалась в соответствии с национал-социалистическими директивами. Поэтому при взгляде на фотографии, сделанные немцами на восточном фронте или на оккупированных территориях, нельзя оценивать их без оглядки на вышеописанную процедуру. Нужно понимать при взгляде на такое фото, что, скорее всего, оно постановочное и не соответствует действительности.
Также очень важно помнить, что немцы запрещали пользоваться фотокамерами гражданским. То есть невыгодных для вермахта изображений не создавали. А те снимки, что делались на частные фотокамеры солдат вермахта не попадали в прессу, и после войны либо остались в чъем-либо альбоме, либо в каком-нибудь музее, то есть не были широко распространены. На оккупированных территориях происходили кошмары, не попавшие в прессу. Погибшие от голода и холода мирные граждане на оккупированных территориях не попадали на обложку журнала и не давали интервью журналисту газеты.