Русские авиаторы в Сербии

отadmin

Фев 13, 2023
Русские авиаторы в Сербии

В начале XX века значительная часть территории Юго-восточной Европы оставалась во владении Османской империи. Однако удерживать эти земли турецким властям становилось все труднее. Национально-освободительная борьба в Македонии и Фракии активно поддерживалась правительствами балканских стран, за спиной которых стояла Россия. В 1912 году сербскому королю удалось сколотить антитурецкую коалицию в составе Болгарии, Греции, Сербии и Черногории (так называемый Балканский союз). Турция в этот период вела изнурительную войну с Италией за североафриканские колонии Триполитанию и Киренаику (нынешняя территория Ливии). Воспользовавшись отвлечением значительной части турецкой армии на африканский ТВД, государства Балканского союза в октябре 1912 года объявили Турции войну. Формальным поводом стал отказ турецких властей предоставить автономию Македонии и Фракии и отменить начавшуюся мобилизацию армии.

Так началась Первая Балканская война. Этот конфликт интересен прежде всего тем, что в нем впервые отмечено активное применение обеими сторонами авиации, как самостоятельного рода вооруженных сил. Справедливости ради надо сказать, что первые попытки использования аэропланов для разведки и бомбометания были предприняты еще в 1911 году итальянцами. Но эти полеты носили единичный и по сути экспериментальный характер.

Вскоре после начала войны (1-го ноября 1912 года) в Белград прибыл уже известный здесь по предыдущим показательным полетам российский летчик-доброволец А.А.Агафонов и его механик В.Ф.Савельев (будущий авиаконструктор триплана) с бипланом «Дукс», который был куплен в России для Сербской Армии, прибыли в Белград. Их прикомандировали к помощнику командующего сербской армии генералу Путнику.

В ноябре 1912 года Агафонов и механик Савельев вошли в состав авиаотделения, которое передали в распоряжение Верховного главнокомандующего. Сербам достался необычный трофей: на железнодорожной станции Белграда были захвачены два французских аэроплана «R.E.P.», следовавших транзитом в Турцию. Агафонов сделал несколько испытательных полетов на «R.E.P.» над Белградом в декабре 1912 года. 2 февраля 1913 года Агафонов и Савельев начали продолжительный полет от Ниш к Белграду на «R.E.P.», но полет закончился полной неудачей. Перелет продолжался в течение трех дней и в конце, на заключительном этапе полета в Белградских предместьях, самолет потерпел аварию. После облетов турецкие машины были забракованы, так как не подходили для боевой работы в условиях горной местности.

В конце февраля 1913 года Агафонов и Савельев оставили Сербию и вернулись домой. За участие в Балканской войне Александр Агафонов был награжден орденом «За боевые заслуги».

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER