Взрыв Новороссийска

отadmin

Фев 3, 2023
Взрыв Новороссийска

29 октября 1955 года в Северной бухте мощный взрыв сотряс флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск». Трагический список погибших матросов растянулся на 600 фамилий.

Боевой корабль, который впоследствии стал братской могилой для сотен матросов, и в самом деле имел все основания называться чужим среди своих. Ведь спущенный на воду в 1914 году итальянский линкор «Юлий Цезарь» достался советскому флоту как трофей. А точнее – в ходе послевоенного разделения флота Италии между странами антигитлеровской коалиции.

В 1949 году линкор, переименованный в «Новороссийск», прибыл в Севастополь и вскоре уже стал флагманским кораблем Черноморского флота. Излишне говорить, что экипаж военного судна, где находится флаг командующего эскадрой, всегда отмечается высокой выучкой.

Под вечер 28 октября 1955-го «Новороссийск» вернулся с моря на базу и стал на швартовой бочке №13. Перед ужином на корабль прибыло пополнение – почти 200 новобранцев, которых переодели в морскую робу, но пока оставили в сапогах. Прибывших расположили ночевать в одном из носовых помещений, и поэтому для большинства из них первая ночь на боевом корабле стала и последней.

В полвторого ночи 29 октября громадный бронированный корпус линкора сотряс мощный взрыв. Сразу исчез свет, не стала работать сигнализация и радиотрансляция. В свете прожекторов из соседних кораблей моряки увидели страшную картину – огромную пробоину перед башней главного калибра, на острых концах которой виднелись изувеченные человеческие тела. Мощный взрыв буквально насквозь пробил многоэтажный бронированный корпус корабля – от днища до верхней палубы. А самый сильный удар пришелся как раз на ту часть, где расположены носовые кубрики, там спали люди.

Матросы аварийных команд пострадавшего линкора и из других судов, подошедших к его бортам, бросились выносить раненых. Другие взялись останавливать воду, но через пробоину в днище (почти 150 квадратных метров) она продолжала поступать в линкор, и тот все ощутимее делал крен на левый борт.

Попытки подтащить корабль на мель оказались безуспешными. А других быстрых и правильных решений и приказов от флотских начальников, которые находились на борту, так и не дождались. Почему-то было проигнорировано и решение снять с линкора почти тысячу матросов, которые не принимали участия в борьбе за спасение корабля.

В 4 часа 15 минут крен стал настолько критическим, что линкор лег на левый борт и дальше резко перевернулся килем вверх. Сотни матросов, упали в воду и оказались под огромным корпусом корабля, утонули сразу. А некоторые из них оказались замурованными в металлических отсеках линкора. Те, кому повезло выбраться на днище, долго слышали снизу отчаянный стук обреченных матросов. Спасатели одного из судов сумели сделать отверстие в корме корабля и вытянуть оттуда семеро моряков. Но вскоре весь воздух вышел из воздушных подушек в корпусе и утром 30 октября «Новороссийск» затонул.

Небольшая надежда еще оставалась на водолазов. Тем более, что через новую станцию звукоподводной связи на поверхности слышали голоса в отсеках, которые пели «Варяг». Водолазы с запасными дыхательными аппаратами успели освободить из отсеков еще двоих поседевших матросов. К сожалению, они были последними спасенными, поскольку 1 ноября водолазы уже не обнаружили здесь никаких признаков живых людей.

Были рассмотрены три самых вероятных версии трагедии. От возможной детонации боеприпасов пришлось вскоре отказаться – водолазы проверили, что все снаряды на корабле целые. Тогда пришлось делать выбор между взрывом подводной мины времен прошлой войны и диверсией. «Минная версия» имела немало недостатков. Ведь до сих пор все мины, найденные в бухте, были недееспособными. Не нашла тогда реального подтверждения и версия о подводных диверсантах.

За 55 лет мало что прояснилось в «темной» истории с «Новороссийском». Тайна мощного взрыва так и осталась на дне Северной бухты.

Источник >>>

Взрыв Новороссийска

Взрыв Новороссийска

Взрыв Новороссийска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *