Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

отadmin

Янв 30, 2023
Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Материал взят с сайта «Тактик Медиа»

Автор: Михаил Тягур

Во время войны с Финляндией перед советским руководством остро встал вопрос снабжения действующей армии. Вместе с другими видами транспорта для его решения была привлечена и гражданская авиация. Ещё до начала боевых действий Северное управление Гражданского воздушного флота (СУ ГВФ) сформировало 13-й отряд связи, который подчинили действовавшей в северном Приладожье 8-й армии. Кроме того, части ВВС использовали аэродромы и аэропорты ГВФ. Этого, однако, оказалось мало.

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Самолеты К-2 и У-2 на ледовом аэродроме (возможно , в Лодейном поле) Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

В первые дни войны была создана подчинённая Главному управлению ГВФ (ГУ ГВФ) специальная авиагруппа в составе четырёх авиаотрядов. 31-й отряд базировался в Ленинграде, 1-й – в Петрозаводске, 2-й – в Ухте, 3-й – в Мурмашах. Вскоре 31-й отряд выдели из состава группы и подчинили непосредственно начальнику Северного управления ГВФ. Обслуживавший войска на Карельском перешейке 31-й отряд был укомплектован личным составом, техникой и необходимым оборудованием к 20 декабря. Если говорить об отрядах, совершавших полёты для действовавших к северу от Ладоги 8-й, 9-й и 14-й армий, то 1-й отряд закончил комплектование и приступил к работе 19 декабря 1939 г., 3-й отряд – 24 декабря, 2-й – 27 декабря. Чуть позже по приказу заместителя начальника ГУ ГВФ Картушева от 7 января 1940 г., на основе 31-го отряда была сформирована Ленинградская авиагруппа, в состав которой входили созданные на базе 31-го авиаотряда три «неотдельных» отряда (31-й, 1-й и 2-й), а также Ленинградский аэропорт. В результате в документах фигурируют три авиагруппы: Особая Северная, а также включённые в её состав Ленинградская и Петрозаводская (т. е. 1-й, 2-й и 3-й авиаотряды, действовавшие к северу от Ладоги).

Чтобы лучше координировать действия ГВФ и военных, на начальника СУ ГВФ И.Ф. Миловидова по приказу Военного совета Северо-Западного фронта от 10 января 1940 г. возложили обязанности уполномоченного при Военном совете по гражданской авиации. Тем не менее, как отмечалось в отчёте СУ ГВФ от 12 апреля, работе «сильно мешали… организационные неувязки». Командование Северной авиагруппы часто вмешивалось в оперативную работу сперва 31-го отряда, а затем и Ленинградской авиагруппы, «пыталось давать разного рода непродуманные распоряжения и приказания», что, конечно, «вносило дезорганизацию и неразбериху». К северу от Ладоги возникли трудности во взаимодействии с военными. 2 января руководство ГВФ сообщало наркому обороны К.Е. Ворошилову, что в районе Ухты полёты начались не сразу «из-за отказа командующего ВВС 8-й армии т. Рычагова в предоставлении аэродрома». 

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Запуск самолета К-5 при помощи автостартера АС-2 на шасси ГАЗ-ААА. Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

Первые вылеты для обслуживания войск самолёты Северной группы совершили 10 декабря. Несмотря на сложные метеоусловия, за следующие 112 суток работы машины не поднимались в воздух лишь два дня. Ленинградский аэропорт выпускал около 120 самолётов в сутки (в отдельные дни – до 160, при сильных морозах – до 40). Из Петрозаводска обычно вылетало до 100 самолётов (иногда – до 140), из Ухты – до 70. Лётчикам часто приходилось делать по несколько рейсов в день. Начальник ГУ ГВФ В. Молоков и начальник политуправления ГВФ И. Семёнов в связи с этим указали в докладной записке от 2 января ряд фамилий.

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Экипаж Голованова летом 1940 года на отдыхе в Сочи: б/инженер Константин Томплов, штурман/радист Константин Малхасян, Александр Голованов и второй пилот Михаил Ваганов. Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

Например, экипажи лётчиков Гармаша, Яницкого, Новикова, Голованова и Воскресенского ежедневно «при любых условиях погоды» делали по два рейса Ленинград – Петрозаводск, а пилоты санитарных самолётов Диодоров, Каширихин и Горохов иногда совершали за день два-три рейса к линии фронта и обратно. Писательница Вера Кетлинская в очерке для неизданной книги «Сто пять дней боёв» утверждала, что отдельные рекордсмены делали и по 5 рейсов в обе стороны. Она, однако, не привела фамилий, и, возможно, работая над пропагандистским изданием, преувеличивала. Газета «Крылья Советов» сообщала о случаях, когда в день совершалось по четыре рейса (первым был экипаж лётчика Тютяева, в общей сложности он провёл пять часов в воздухе). Сведения о количестве самолётов разнятся.

Согласно записке о состоянии Ленинградского аэропорта от 29 декабря 1940 г., Северное Управление ГВФ выделило для работы на фронт 53 самолёта. В отчёте о работе СУ ГВФ от 12 апреля 1940 г. утверждается, что численность командно-политического, лётного и инженерно-технического состава Северной авиагруппы «составила в среднем 300 чел., среднее количество самолётов всех типов – 53». Кроме того, данный документ содержит данные о количестве и типах самолётов Ленинградской авиагруппы, если суммировать их, то получится, что в 31-м, 1-м и 2-м отрядах насчитывалось 39-41 машина. Кроме того, отчёт содержит сведения о количестве и типах Ленинградской авиагруппы: в 31-й отряд входили «тяжёлые корабли»: один ПС-84, два ПС-40, один Г-2, один Г-1, один ПС-7, пять К-5 (с конца февраля), также какое-то время в составе отряда находились ещё два ПС-84, всего – 13 самолётов; в 1-м отряде имелись «средние» самолёты: семь ПР-5 и три П-5, в сумме – 10. 2-й отряд состоял из «лёгких» машин: двенадцать С-1, а также У-2, СП и Я-6 (из текста документа не вполне ясно, сколько именно; по два самолёта каждой модели или два У-2 и по одному СП и Я-6), то есть от 16 до 18 самолётов.

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Один из первых ПС-84 собранных в СССР на лыжном шасси. Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

По-видимому, в этих источниках говорится лишь о самолётах, выделенных СУ ГВФ. Обслуживание фронта потребовало увеличить авиапарк, в состав Северной группы передали «значительно количество самолётов» из других регионов. Как утверждается в записке руководства ГУ ГВФ для наркома обороны К.Е. Ворошилова от 2 января (то есть эти сведения – неполные, до конца войны оставалось больше двух месяцев), в авиагруппу вошло 77 самолётов. В докладе Ворошилова об итогах войны сообщается, что всего для армии работали 110 самолётов Гражданского воздушного флота и Главного управления Северного морского пути.

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Самолет ПС-40 с бортовым номером СССР-Л2469 Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

Помимо нехватки самолётов, в документах отмечается недостаток и другой материальной части. У Ленаэропорта было мало помещений, ремонт приходилось проводить не только в мастерских, но и на открытом воздухе, на морозе. В прифронтовой зоне имелось не так уж много аэродромов и аэропортов. В Ухте и Мурманске взлёты и посадки приходилось проводить на озёрах. Вообще, 2-й (Ухтинский) и 3-й (Мурманский) отряды прибыли на «совершенно необорудованные и неподготовленные места». Недоставало автотранспорта, разного оборудования, даже тары для горючего и смазки, что, естественно, «резко отражалось на работе, выматывало силы личного состава и снижало темп работы». Из-за отсутствия специальных механизмов заправлять самолёты приходилось вручную, вёдрами.

У Северного управления ГВФ не хватало людей. На протяжении всей войны авиагруппа получала пополнения из других областей. Разные управления ГВФ командировали для этого около 400 человек лётно-технического состава.

Нужно отметить, что авиации пришлось работать в условиях сильных холодов. Если в первые дни войны было относительно тепло, то в конце декабря началось падение температуры, а в январе ударили сильнейшие морозы. Такой холодной зимы в регионе не было с 1828 года. Когда температура упала до минус 40-42 градусов, полёты пришлось прекратить, ведь авиамоторы не были приспособлены к такой температуре. Однако инженерно-технической состав нашёл выход, сделав несколько усовершенствований. Так, старший инженер С.Я. Филатов и инженер Тимофеев предложили устанавливать на двигатели дополнительные кожухи для подогрева воздуха, подающегося в карбюратор, что уменьшало теплоотдачу и предотвращало замерзание моторов.

Одной из главных задач лётчиков стала транспортировка «ранбольных» (т. е. раненых и больных). В советской литературе можно найти данные, что ГВФ перевёз 21 тысячу раненых. Это утверждение подтверждается архивными документами. Согласно отчёту о работе авиагрупп, они эвакуировали 21177 раненых (Ленинградская группа – 8847, Петрозаводская – 12330). Многие из них попали в Ленинград, часть – уже после окончания войны. На 20 марта 1940 года в Ленинградский аэропорт поступило 10174 раненых. По данным СУ ГВФ, за декабрь – март в Ленинградский аэропорт прибыло (самолётами как Ленинградской, так и Петрозаводской групп) 10698 раненых.

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Санитарный самолет С-1 с удлиненным люком отсека для носилок. Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

Отчёт Фронтового эвакуационного пункта гласит, что за декабрь – апрель авиация доставила в город 10807 пациентов, однако при этом к апрелю относится всего 2 человека.  Если говорить о Ленинградской группе, то она доставила с фронта 8847 раненых, в том числе 6227 с Карельского перешейка.

На Карельском перешейке самолёты вывозили «ранбольных» из 37 пунктов. Всего их эвакуировали из 90 пунктов, расположенных в поблизости от фронта. Полёты часто приходилось проводить в сложных метеоусловиях, иногда под обстрелом противника, непосредственно с позиций, только что занятых советскими войсками, на которых ещё могли отсутствовать врачи. Раненые, которые не успели пройти через руки медперсонала (например, с острова Туркин-саари), могли попасть в Ленинград через час – час и двадцать минут. Впрочем, в большинстве случаев их вывозили из дивизионных госпиталей и медсанбатов. Обычно время полета от госпиталя или медсанбата колебалось в диапазоне от 40 минут до полутора часов.

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Самолет ПС-84 используемый для перевозки раненных. Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

В расположенном в 15 км от города Ленинградском аэропорту «ранбольных» встречала специальная бригада (2 врача, 3 сестры, 6 санитаров), срочно оказывавшая необходимую помощь. Для перевозок прибывших внутри аэропорта использовались три санитарные машины (вмещали по паре носилок). Раненых кормили, обогревали в специально подготовленных помещениях и палатках. Затем их отправляли в медучреждения Ленинграда. Для этого Фронтовой эвакуационный пункт ежедневно выделяя один дежурный автобус. Иногда помимо транспорта эвакуационного пункта вызывались автомобили городского отдела здравоохранения, в неотложных случаях раненых могли отвезти в ближайшую больницу Горздрава (больница имени И.Г. Коняшина) на санмашинах аэропорта. Доставка «ранбольных» в госпитали длилась 1,5-2 часа, так что, как отмечается в отчёте медсанслужбы Особой Северной авиагруппы, «быстрота доставки раненого самолётом нейтрализовалась его последующей транспортировкой».

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Доставка «ранбольных» на санитарном самолете С-1

Раненые были не единственными пассажирами. Кроме того, на борту самолёта могли оказаться сопровождающий медперсонал, сотрудники НКВД, работники ГВФ, командиры и бойцы Красной Армии. Были и высокопоставленные пассажиры: заместитель наркома обороны и начальник Главного артиллерийского управления Г.И. Кулик, заместитель наркома обороны и начальник Главного политуправления Красной Армии Л.З. Мехлис, командующий 8 армией Г.М. Штерн. В советской литературе можно прочесть, что особая авиагруппа перевезла (вместе с ранеными) 33845 человек. Отчёте о работе СУ ГВФ во время войны от 12 апреля сообщает, что в качестве пассажиров на самолётах ГВФ побывали 34033 человека, при вычитании раненых остаётся 12856. Другой отчёт (от 27 апреля) говорит про 12679 человек.

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Самолет ПС-84 СССР Л3407 использовался для перевозки высокопоставленных командиров и раненных. Источник: Карл-Фредерик Геуст ВВС РККА на финской войне. «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Санкт-Петербург, 2014

Кроме того, гражданская авиация доставила на фронт массу разных грузов: продовольствия, оружия и боеприпасов, горючего, запчастей для техники и т. д. Так, самолёты ГВФ перевезли 227474 кг медикаментов, разных медицинских инструментов и имущества. Одной только крови доставили 3 тысячи кг, это позволило спасти жизни многих тяжелораненых. Сколько всего грузов примерно было перевезено за декабрь – март можно понять, обратившись к таблице «О работе Ленинградской и Петрозаводской авиагрупп на спецзаданиях по обслуживанию фронта», прилагавшейся к отчёту о деятельности СУ ГВФ от 12 апреля. Если суммировать две содержащиеся в начале таблицы графы (грузы – 1651205 кг, почта — 1029517), то получится 2680711 кг. Это число, однако, не совпадает с другими данными таблицы, в графах которой подробно раскрыты все категории грузоперевозок (продовольствие, фураж, боеприпасы и оружие, медикаменты, обмундирование, горючее, запчасти, газеты, листовки, почта, фильмы, армейское полевое снаряжение, служебные грузы ГВФ, «прочий груз). Скажем, если суммировать всё, что можно подвести под категорию «почта» (графы с заголовками «почта», «газеты» и «листовки»), то получится существенно меньшое число: 590323 кг. Но в целом, хоть числа и отличаются, общий итог схож. Если сложить сведения по всем рубрикам, то итогом будет 2679912 кг. При вычитании служебных грузов ГВФ (Лениградская группа – 32798 кг, Петрозаводская – 19140) останется 2027974 кг (Ленинградская группа – 903672, Петрозаводская – 1744302). В любом случае, как данные из начала таблицы, так и результат сложения можно округлить до 2680 тонн, что окажется близким к сведениям, которые содержатся в советской историографии – 2664 тонны.

Часть грузов предназначалась окружённым советским войскам. Например, 168 стрелковой дивизии в районе Кителя (в северном Приладожье) сбросили примерно 20 тонн продуктов, боеприпасов и медикаментов. Поначалу грузы просто скидывали с воздуха (что, естественно, вело к порче груза), затем часть самолётов оборудовали специальными устройствами для подвески грузовых парашютов, созданными под руководством начальника парашютной службы СУ ГВФ Каратаева. Первое испытание данного приспособления провели 10 февраля. Впоследствии ими оборудовали 8 машин. Всего (как с парашютами и без них) на Петрозаводском и Ухтинском направлениях окружённым сбросили свыше 500 тонн грузов. Из них с помощью грузовых парашютов  на Петрозаводском направлении – около 35 тонн, на Ухтинском –20.

Летчики ГВФ выполняли и задания пропагандистского свойства – разбрасывали над вражеской территорией листовки. Например, экипаж А.Е. Голованова (будущий командующий авиации дальнего действия и главный маршал авиации) с санкции А.А. Жданова сбросил над территорией Финляндии 700 тысяч листовок. Всего самолёты особых авиагрупп раскидали 12853 кг или около 1 миллиона экземпляров листовок.

При этом, несмотря на значительный объём перевозок и крайне высокую интенсивность полётов, работа авиации ГФВ отличалась относительно низкой степенью аварийности. В Ленинградской группе было зафиксировано всего 18 аварийных происшествий: 4 аварии (3 из них указаны в отчёте как собственно аварии, 1 – как «особое происшествие»: пилот Московского скоростного отряда Купала, управляя самолётом на земле, наскочил на самолёт Ленавигруппы, в результате обе машины оказались сломаны; то есть речь идёт об аварии, но по вине чужого лётчика), 4 поломки и 10 вынужденных посадок.

В период Советско-финляндской войны гражданская авиация занимала пусть второстепенное, но важное место в решении транспортных вопросов. Когда боевые действия неожиданно затянулись, советское руководство было вынуждено осуществить ряд импровизаций с целью найти и дать фронту дополнительные ресурсы. Одни мероприятия были более успешными, другие – менее. Создание и применение Особой Северной авиагруппы ГВФ входит в число удачных действий.


Ранее статья с развёрнутым ссылочным аппаратом была опубликована: Тягур М. И. Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны // Герценовские чтения 2019. Актуальные проблемы русской истории. СПб., 2020. С. 197-202.

Источник >>>

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Деятельность Особой Северной авиагруппы Гражданского воздушного флота в период Советско-финляндской войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *