Мариинская водная система

отadmin

Янв 28, 2023
Мариинская водная система

Вытегра, в прошлом село Вянги, стоит на важных торговых путях. Через неё и Вытегорский погост (ныне село Анхимово) издревле шли водно-волоковые пути, соединявшие Русский Север (Заволочье) с Новгородом и Владимиро-Суздальскими землями, впоследствии — Московским царством. Важную роль на этом пути играли Белое озеро и река Шексна. Знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь был не только влиятельным духовным центром, но и форпостом освоения Севера. В XVII веке по Вытегорско-Ковжинскому пути снабжались хлебом Прионежье и Посвирье.

Петр I поставил грандиозную задачу: связать страну единой водно-транспортной сетью. 12 января 1703 года он подписал указ о строительстве канала между реками Цна и Тверца, положившего начало старейшей в России Вышневолоцкой водной системы. В 1710 году начались изыскания в Вытегре.

Основная сложность Вытегорского пути заключалась в преодолении Волжско-Балтийского водораздела, который на 85 метров поднимается от уровня Онежского озера и спускается на 14 метров в сторону Волжского бассейна. Строительство началось лишь в 1799 году, в царствование Павла I. 21 июля (2 августа) 1810 года состоялось торжественное открытие канала, получившего название Вытегорского, или Мариинского, в честь императрицы Марии Федоровны.

Мариинский канал имел ширину по дну 15 метров. К началу 1811 года было построено 28 деревянных шлюзов и 3 полушлюза. Длина шлюзовых камер составляла 32-35 метра каждая, ширина — около 9 метров. Шлюз заполнялся водой за 10-15 минут. Кроме того, были построены 20 плотин, 12 водоспусков, 5 подъемных мостов и другие гидросооружения.

Общая протяженность Мариинской системы составила 1054 версты (1124,4 км). Она протянулась от Петербургского морского порта к Рыбинску и шла через Неву, приладожские каналы, Свирь, Онежское озеро, реку Вытегра, Мариинский канал, реку Ковжа, Белое озеро и реку Шексна. В 1818-1820 годах была построена часть Онежского обводного канала от Вытегры до Черных Песков, в 1845-1852 годах — от Черных Песков до Вознесенья, благодаря чему суда смогли миновать опасные воды Онеги и попадать сразу в Свирь. В 1843-1846 годах был построен Белоозерский обводной канал.

Несмотря на продолжающиеся работы, Мариинская система ветшала, размеры шлюзов перестали соответствовать новым требованиям судоходства. В 1858 году началась широкомасштабная реконструкция. Длина шлюзов была увеличена до 44-48 метров, что позволило увеличить их пропускную способность с 24 до 33 судов в сутки. К 1880-м годам потребовалась реконструкция соединительного канала между Ковжей и Вытегрой, который к тому времени стал самым проблемным участком.

В 1882 году было начато строительство Новомариинского канала, которое закончилось в 1886 году. В районе села Девятины близ Вытегры была спрямлена крутая излучена реки Вытегры. Новый канал прошел в толще плотного известняка, названного Девятинским перекопом. В 1890-1896 годах были проведены работы по переустройству Мариинского канала. На Вытегре было построено 28 шлюзов, 14 плотин, 2 подъемных моста. На Ковже — 2 шлюза, 4 плотины, 1 подъемный мост. В 1913-1922 годах в Ковже, Судьбицах, Череповце, Черепанове и Ягорбе были построены пять дополнительных гидроузлов.

Новая речная система поспособствовала и качественному скачку в сфере экономики Российской империи: города, расположенные на её пути, получили промышленный потенциал, а судоходство вышло на новый уровень. В годы Первой и Второй Мировых войн Мариинская система являлась важным стратегическим объектом. По ней перевозились тонны необходимых для фронта и тыла грузов. К тому же канал соединял Волгу и Балтику.

Источник >>>

Мариинская водная система

Мариинская водная система

Мариинская водная система

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *