В середине XIX века в Российской империи практиковалось удивительное: всё взрослое мужицкое население «приписывалось» к местным питейным заведениям и обязано было выпивать «норму» — для того, чтобы трактиры и кабаки вовремя пополняли государственную казну «напойными деньгами», как было принято ещё со времён Грозного. Если же по итогам выделенного срока заведение не добирало необходимую сумму с продажи алкоголя, то его владельцы могли потребовать эти деньги с крестьянских дворов с «приписанными» мужиками. Отказывавшихся отдавать не пропитое могли прилюдно высечь. Кабатчики, не жалея народ, самовольно поднимали стоимость на выпивку.
И люди устали. На Руси — вопреки стереотипам — повально не пили до этих времён. Да и некогда было — между сельскохозяйственными работами и строгими православными постами.
Одновременно в десятках и сотнях сёл объявлялись твёрдые бойкоты трактирам. Поначалу испуганные кабатчики сбавили цены. Но это не помогло, народ отказывался пить. Ничего не изменилось даже когда виноторговцы стали бесплатно раздавать водку. Показательная ситуация сложилась в конце 1858 года в Саратовской губернии, уезде Балашовском. Почти пять тысяч человек заявили твёрдое нет местным кабакам. Крестьяне организовали собственный народный дозор и самостоятельно расправлялись с односельчанами, нарушившими бойкот. К непьющим крестьянам присоединяются и городские жители, и священники, и местные мелкие чиновники, и даже помещики. Эта дружная волна недовольства настолько поразила и испугала виноторговцев, что те обратились к правительству.
Правительство Александра II в ответ запретило в марте 1858 года трезвость официально. Властям на местах было приказано всячески подавлять и разгонять «общества трезвости» и более не допускать народного воздержания от водки. И по всей стране той же весной вспыхнули бунты. Народ уничтожал трактиры и кабаки повсеместно: 12 губерний Российской империи — от запада страны до волжских берегов — накрыло «трезвенническими бунтами». Особенно сильно громили виноделов и торговцев в Вольске, где проходила выставка вина.
Восставших пытались утихомирить силами местных полицейских, надзирателей и солдат, но народ разоружил правительственные войска и выпустил из тюрем заключённых по «питейным делам». Правительство стянуло в Вольск дополнительные силы и подавило восстание. Было арестовано более сотни самых активных крестьян. С них не только взяли огромные штрафы в пользу восстановления разбитых питейных заведений, но и сослали на каторгу. Многие погибли во время подавления восстания. И так было по всей России. Жестоко расправлялись и с теми, кто поддерживал борющихся за собственное право на трезвость крестьян. Солдат лишали всех прав, медалей и нашивок, наказывали шпицрутенами и ссылали на чёрные заводские работы. Более 11 тысяч человек было сослано и брошено в тюрьмы по итогам антиалкогольных бунтов. Правительство дало судьям неограниченную власть расправы над бунтовщиками, чтобы и прочий люд более не стремился «к трезвости без официального на то разрешения».
Однако народные волнения всё-таки хоть как-то, но заставили задуматься правительство над алкогольной проблемой. 26 октября 1860 года была отменена откупная система, которая должна была войти в силу через два года (при этом в 1861 году было упразднено и крепостное право). Вводится акцизная система. Теперь вместо определенного числа откупщиков, имеющих право торговать водкой, это мог делать любой торговец, заплативший акциз.