19 января 1965 года — Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Комиссия, расследовавшая причины трагедии, пришла к выводу, что потеря остойчивости траулеров была вызвана интенсивным обледенением в сильном шторме. В ночь с 18 на 19 января 1965 года произошло крушение траулеров Бокситогорск, Севск, Себеж и Нахичевань в Беринговом море, в Бристольском заливе неподалёку от западного побережья Аляски, что унесло жизни 106 моряков.

Руководство Беринговоморской промысловой экспедиции предупредило всех судов, находившихся в море, о приближающемся шторме, и призвало их отойти на север к границе сплошных льдов, соблюдая крайнюю осторожность. В ту ночь шторм действительно оказался страшным: порывы ураганного ветра достигали 35 м/с, а температура резко упала до -30 °C. Под воздействием сильного ветра кромка льдов сместилась на 60-80 миль к югу, угрожая судам.

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Первым, в 12:39 19 января 1965 года, затонул СРТ-423 «Бокситогорск», на борту которого находилось 25 человек экипажа. Экипаж траулера «Уруп» стал свидетелем его крушения. Судно не выдержало натиска льдов и перевернулось. Из воспоминаний выжившего старшего мастера Анатолия Охрименко видно, что судно не смогло выдержать экстремальных условий шторма, и всё произошло очень быстро.

Кое-как уцепился за неё, так и держался. Руки уже не слушались, голова обледенела, и я почти ничего не видел. Вдруг кончился снежный заряд, и я заметил корпус траулера буквально в сотне метров от себя».

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Из воспоминаний старшего мастера добычи траулера «Уруп» Анатолия Журбы: «Утром 19-го, в тот самый момент, когда команда завтракала, был замечен какой-то плавающий предмет. С трудом разобрали – днище перевернутого судна, а на нём человек. Объявили тревогу: «Человек за бортом!». Увеличили обороты двигателя до предела. Добрались почти вплотную до опрокинутого судна и здесь уже заметили людей в воде. Волнение одиннадцать баллов, ветер ураганный. Еле-еле смогли подойти к тому, кто был ближе. Подняли его на борт. Нас отнесло от «Бокситогорска». Порой машины не справлялись ни с ветром, ни с волной. Но за бортом люди… Мы сделали всё, что могли, и даже больше, чем всё. Мы трижды подходили вплотную к корпусу опрокинутого судна. В любое мгновение волна могла нас бросить на него, и тогда…. Тогда бы я не рассказывал всего этого. Спасти удалось только одного».

Однако, если гибель Бокситогорска хотя бы кто-то видел, то остальные 3 судна, пропавшие 19 января, Себеж, Севск и Нахичевань затонули при невыясненных обстоятельствах. Поиски этих судов результатов не принесли, были найдены лишь вещи с Севска и Себежа. Очевидно, что их постигла та же участь – обледенение, потеря остойчивости, оверкиль. Кроме как внезапным опрокидыванием нельзя объяснить отсутствие сигналов бедствия с этих судов. Катастрофа развивалась настолько внезапно, что сообщить о своём бедственном положении, у экипажа просто не оказалось времени.

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Днём 20 января в воде были обнаружены спасательный круг с «Севска», доски, которые применяются в трюмах СРТ, бочки с надписью «Себеж», ящик лампочек с надписью «Напор» («Себеж» вёз их для передачи «Напору»), ящик для продуктов, который стоял на верхнем мостике «Себежа». «Нахичевань» исчезла без следа. В это время и в Находке, и в Невельске люди уже знали о произошедшей трагедии – ведь так или иначе каждый житель этих портовых городов был связан с рыболовным флотом.

У кого-то там работали родственники, у кого-то друзья или просто знакомые. Перед управлением Невельской базы тралового флота собрались вдовы погибших моряков. Поиск судов, потерпевших бедствие, продолжался до 12 февраля, после чего начальник Невельского УТФ сообщил, что суда официально признаются погибшими. После этого сообщения у многих людей надежда на чудо угасла, оставалось лишь смириться с таким поворотом судьбы. Трагедия стала огромным горем для всех, кто был как-то связан с этим событием. В архиве города Невельска хранится письмо Ирины Санжаревской из Харькова, ее муж работал на СРТ «Нахичевань».

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Молодая женщина с мольбой просит продолжать поиски, не веря, что навсегда лишилась мужа. А в конце горького послания приписка: «12 июля у нас родилась дочь Оленька, а Женя её так и не увидел». Но семьи погибших не остались без внимания: управлением Невельской базы тралового флота вдовам погибших моряков были выделены квартиры в новых домах по улице Рыбацкой. Кроме того, семьям погибших был предложен выезд на материк в любую точку страны (кроме городов-героев). Однако пенсию по потери кормильца молодым вдовам пришлось добиваться через суд почти два года.

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

 В 1967 году в Невельске был установлен мемориал «Памятник экипажам судов «Севск», «Себеж» и «Нахичевань», погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту», а в 1979 году на горе Лебединой в Находке открыли мемориал «Скорбящая мать», у подножья которого высечены имена моряков, погибших на траулере «Бокситогорск». Каждый год 19 января местные жители двух городов собираются у мемориалов, чтобы отдать дань памяти погибшим морякам Беринговоморской экспедиции.

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *