19 января 1965 года — Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

отadmin

Янв 19, 2023
19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Комиссия по расследованию причин трагедий на основании радиограмм с погибших судов установила, что траулеры погибли в результате потери остойчивости, вызванной интенсивным обледенением в условиях жестокого шторма.

 В 1965 году произошло крушение траулеров Бокситогорск, Севск, Себеж и Нахичевань в Беринговом море Трагедия, забравшая в Бристольском заливе неподалёку от западного побережья Аляски, жизни 106 моряков, работавших на 4 средних рыболовных траулерах, в ночь с 18 на 19 января 1965 года.

 В ночь с 18 на 19 января руководство Беринговоморской промысловой экспедиции передало на все суда, находящиеся в море, радиограмму о приближающемся шторме. Всем промысловым судам необходимо было срочно отходить на север, к границе сплошных льдов, но, при этом, соблюдать крайнюю осторожность, так как многие траулеры были старыми и их корпуса могли не выдержать натиска льдов

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Шторм в ту ночь действительно разразился страшный: порывы ураганного ветра достигали 35 м. в секунду, а температура резко упала до 30 С. Под воздействием сильного ветра кромка сплошных льдов сместилась на 60-80 миль к югу. Лёд ломался и полосами двигался навстречу рыболовецким судам, угрожая пробить их корпуса. Неизвестно, льды ли были причиной потери остойчивости суден, или же обледенение, вызванное заливания бортом ледяной водой при сильном ветре, но жестокого шторма в тот день не выдержали целых 4 дальневосточных рыболовных траулера.

Первым в 12:39 19 января 1965 года затонул СРТ-423 Бокситогорск, на борту которого было 25 человек экипажа.  На глазах у экипажа траулера Уруп это судно, не выдержав тяжелейших условий десятибалльного шторма, перевернулось. Двух людей, находившихся на борту, смыло в воду. Уруп сумел спасти одного из них старшего мастера добычи СРТ Бокситогорск Анатолия Охрименко, немногим позже было найдено тело матроса Валентина Ветрова. Все остальные члены экипажа затонули вместе с судном. Из воспоминаний Анатолия Охрименко: «Еще 18 января мы ловили рыбу. Окалывались, выходили на палубу повахтенно.

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Машина работала на малых оборотах, держались носом на волну. Вечером пошли в лёд. К утру 19-го ветер усилился, лёд разметало, а потом нас вынесло на чистую воду. Порывы урагана были настолько сильные, что нас клонило на борт не столько волной, сколько ветром. Но судно держалось против зыби, хорошо слушалось руля. На вахте стоял второй помощник Александр Огарь, очень опытный, хороший штурман. Без пятнадцати восемь утра мы впятером забежали в кают-компанию попить чаю. Только я налил стакан, как почувствовал: судно резко легло на левый борт. Не успело выровняться – вторая волна положила его ещё круче. Больше «Бокситогорск» не поднялся.

Мы бросились из кают-компании. В коридоре я увидел боцмана Александра Новикова. Из-за сильного крена он лежал на переборке, я крикнул ему «Прыгай!», ухватился за поручни, подтянулся и вылез на борт. Видимость была очень плохая, потому что от сильного мороза над водой стелился пар. Случайно натолкнулся на небольшую льдинку. Забраться не смог, потому что она переворачивалась, да и сил уже было мало.

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Кое-как уцепился за неё, так и держался. Руки уже не слушались, голова обледенела, и я почти ничего не видел. Вдруг кончился снежный заряд, и я заметил корпус траулера буквально в сотне метров от себя». Из воспоминаний старшего мастера добычи траулера «Уруп» Анатолия Журбы: «Утром 19-го, в тот самый момент, когда команда завтракала, был замечен какой-то плавающий предмет. С трудом разобрали – днище перевернутого судна, а на нём человек. Объявили тревогу: «Человек за бортом!». Увеличили обороты двигателя до предела. Добрались почти вплотную до опрокинутого судна и здесь уже заметили людей в воде. Волнение одиннадцать баллов, ветер ураганный. Еле-еле смогли подойти к тому, кто был ближе. Подняли его на борт. Нас отнесло от «Бокситогорска». Порой машины не справлялись ни с ветром, ни с волной. Но за бортом люди… Мы сделали всё, что могли, и даже больше, чем всё. Мы трижды подходили вплотную к корпусу опрокинутого судна. В любое мгновение волна могла нас бросить на него, и тогда…. Тогда бы я не рассказывал всего этого. Спасти удалось только одного».

 Однако, если гибель Бокситогорска хотя бы кто-то видел, то остальные 3 судна, пропавшие 19 января, Себеж, Севск и Нахичевань затонули при невыясненных обстоятельствах. Поиски этих судов результатов не принесли, были найдены лишь вещи с Севска и Себежа. Очевидно, что их постигла та же участь – обледенение, потеря остойчивости, оверкиль. Кроме как внезапным опрокидыванием нельзя объяснить отсутствие сигналов бедствия с этих судов. Катастрофа развивалась настолько внезапно, что сообщить о своём бедственном положении, у экипажа просто не оказалось времени.

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Днём 20 января в воде были обнаружены спасательный круг с «Севска», доски, которые применяются в трюмах СРТ, бочки с надписью «Себеж», ящик лампочек с надписью «Напор» («Себеж» вёз их для передачи «Напору»), ящик для продуктов, который стоял на верхнем мостике «Себежа». «Нахичевань» исчезла без следа. В это время и в Находке, и в Невельске люди уже знали о произошедшей трагедии – ведь так или иначе каждый житель этих портовых городов был связан с рыболовным флотом.

У кого-то там работали родственники, у кого-то друзья или просто знакомые. Перед управлением Невельской базы тралового флота собрались вдовы погибших моряков. Поиск судов, потерпевших бедствие, продолжался до 12 февраля, после чего начальник Невельского УТФ сообщил, что суда официально признаются погибшими. После этого сообщения у многих людей надежда на чудо угасла, оставалось лишь смириться с таким поворотом судьбы. Трагедия стала огромным горем для всех, кто был как-то связан с этим событием. В архиве города Невельска хранится письмо Ирины Санжаревской из Харькова, ее муж работал на СРТ «Нахичевань».

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Молодая женщина с мольбой просит продолжать поиски, не веря, что навсегда лишилась мужа. А в конце горького послания приписка: «12 июля у нас родилась дочь Оленька, а Женя её так и не увидел». Но семьи погибших не остались без внимания: управлением Невельской базы тралового флота вдовам погибших моряков были выделены квартиры в новых домах по улице Рыбацкой. Кроме того, семьям погибших был предложен выезд на материк в любую точку страны (кроме городов-героев). Однако пенсию по потери кормильца молодым вдовам пришлось добиваться через суд почти два года.

 В 1967 году в Невельске был установлен мемориал «Памятник экипажам судов «Севск», «Себеж» и «Нахичевань», погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту», а в 1979 году на горе Лебединой в Находке открыли мемориал «Скорбящая мать», у подножья которого высечены имена моряков, погибших на траулере «Бокситогорск». Каждый год 19 января местные жители двух городов собираются у мемориалов, чтобы отдать дань памяти погибшим морякам Беринговоморской экспедиции. Источник: primamedia.ru

Источник: https://fishki.net/3561349-19-janvarja-1965-goda-gibely-traulerov-boksitogorsk-sevsk-sebezh-i-nahichevany.html © Fishki.net

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

19 января 1965 года - Гибель траулеров «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» и их экипажей в Беринговом море

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *