11 января 1943 года. Оперативная сводка с флотов
На севере. Противник бомбил Мурманск и губу Ейна, потеряв 1 Ме-109. Самолёты СФ в 31 вылете бомбили противника у Петсамо, прикрывали аэродромы и суда в Кольском заливе, откуда в Молотовск в сопровождении английских кораблей вышли 2 союзных танкера. Им навстречу из Молотовска вышли ледокол «Каганович» и ледокольный пароход «Седов».
На западе. Неприятель обстреливал Лисий Нос, о-ва Вольный и Канонерский, Шереметьевку и посёлок № 13. Его самолёты вели разведку в Финском заливе, бомбардировали ледовую трассу Кабона — Коккорево. Огонь по врагу вели 3 эм, 2 кл, 6 береговых и 9 ж.-д. батарей. Авиация БФ бомбила аэродром в Сиверской, прикрывала ледовые трассы и аэросани, вышедшие к месту катастрофы самолёта Пе, а также вела воздушную разведку.
На юге. Штаб ЧФ объявил, что пл Л-24 (капитан 3 ранга Апостолов Г.П.) считается погибшей. Авиация ЧФ в 55 самолёто-вылетах бомбила противника в р-не Ахтырской и Абинской, вела разведку портов Крымского и Таманского п-овов. Межбазовые переходы выполняли 16, а плавание 13 судов обеспечивали 18 кораблей и катеров.
Итоги дня на фронтах
Ростовская операция.
Войска левого крыла Юго-Западного фронта обошли фланг противника севернее Тацинской, развили удар вдоль р. Калитва и глубоко охватили с севера оперативную группу «Холлидт».
Операция «Кольцо».
В ночь на 11 января на южном секторе кольца окружения 64-я и 57-я армии сломили сопротивление немцев на северо-восточном берегу балки Караватка и по юго-западному берегу реки Червленой. 38-я стрелковая дивизия под командованием полковника Г. Б. Сафиулина захватила немецкий аэродром возле Воропоново с 18 исправными самолётами.
Северо-Кавказская операция.
37-я армия (П. М. Козлов) Северной группы войск Закавказского фронта, форсировав реку Баксан, нанесла удар на Кисловодск и 11 января очистилиа его от фашистов. Ударные группировки 46-й и 18-й армий Черноморской группы войск Закавказского фронта перешли в наступление в районе южнее Нефтегорска, Шаумяна и освободили города Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Минеральные Воды.
Оперативная сводка Совинформбюро
Оперативная сводка за 11 января
В последний час
11 января на СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ группа наших войск под командованием генерал-лейтенанта МАСЛЕННИКОВА И. И. после упорных боёв овладела городом и железнодорожным узлом ГЕОРГИЕВСК, городом и железнодорожным узлом МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, городом и железнодорожной станцией ПЯТИГОРСК, городом и железнодорожной станцией КИСЛОВОДСК, городом и железнодорожной станцией ЖЕЛЕЗНОВОДСК, городом и железнодорожной станцией БУДЕННОВСК, а также районными центрами АЧИКУЛАК, АРХАНГЕЛЬСКОЕ, АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ. Взяты большие трофеи, которые подсчитываются.
В боях отличились войска — генерал-майора ХОМЕНКО В. А., генерал-майора КОРОТЕЕВА К. А., генерал-майора КОЗЛОВА П. М., генерал-майора МЕЛЬНИК К. И., гвардейские кавалерийские соединения генерал-лейтенанта КИРИЧЕНКО Н. Я. и генерал-майора СЕЛИВАНОВА А. Г., а также танковые группы генерал-майора ЛОБАНОВА Г. П. и подполковника ФИЛИПОВА В. И.
Утреннее сообщение 11 января
В течение ночи на 11 января наши войска в районе Нижнего Дона, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали бои на прежних направлениях.
Вечернее сообщение 11 января
11 января наши войска на Северном Кавказе, продолжая наступление, овладели городом и железнодорожным узлом Георгиевен, городом и железнодорожным узлом Минеральные Воды, городом и железнодорожной станцией Пятигорск, городом и железнодорожной станцией Кисловодск, городом и железнодорожной станцией Железноводск, городом и железнодорожной станцией Будённовск, железнодорожными станциями Карамык и Виноградная, районными центрами — Ачикулак, Архангельское, Александрийская, крупными населёнными пунктами — Горячеводская, Свобода, Ново-Григорьевское, Лрасковея, Константиновская.
В районе Зимовники наши войска овладели районным центром Кутейниково, населёнными пунктами — Иловайский, Жирный, Русский, Ново-Лодин и железнодорожной станцией Куберле.
В районе Нижнего Дона и на Центральном фронте наши войска продолжали наступательные бои на прежних направлениях.
Нашими кораблями в Чёрном море потоплен транспорт противника водоизмещением в 4.000 тонн.
10 января частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 40 немецких автомашин, подавлен огонь 6 артиллерийских батарей, взорвано 2 склада боеприпасов, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.
11 января 1943. Третий рейх произвел первые танки «Пантера», но до фронта они доберутся только летом
11 января, в момент когда немцев гнали с Кавказа и уничтожали их остатки под Сталинградом, с конвейера в Германии сошла первая серия танков «Пантера» — тяжелых танков — один из самых известных периода Второй мировой.
Партия из 20 машин была изготовлена фирмой MAN, «нулевая» серия получила обозначение Ausf. A, и она сильно отличаясь от одноименных машин, которые немцы стали выпускать позже — с сентября 1943. Характерной особенностью этих была командирская башенка с выступом на левом борту башни и однокамерный «грушевидный» дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями «Maybach» HL 210P45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм.
Третий рейх вступил в войну с СССР, имея танки массой не более 25 тонн с короткоствольными 75-мм орудиями. В концепции «блицкрига» не было места для тяжелых машин: считалось, что 37 — 50-мм пушки средних танков Pz.Kpfw. III пригодны для борьбы с любой техникой. Однако, уже первые бои с СССР, что нужно «противоядие» советскому Т-34.
Уже летом началась разработка среднего танка, фирма Rheinmetall получила заказ на разработку 75-мм танковой пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м, а фирмы Daimler-Benz и MAN приступили к проектированию танка массой до 30 тонн. Новый проект и получил название — «Пантера». Гитлер приказал министру вооружений Шпееру выдать фирме Daimler-Benz заказ на 200 машин. Однако Министерство вооружений предпочло проект фирмы MAN с традиционной немецкой компоновкой — с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, поскольку он имел существенные резервы для дальнейшей модернизации и больший запас хода, хотя и был конструктивно значительно сложнее.