31 декабря 1980 года — Вступление в строй большого противолодочного корабля «Удалой» — головного корабля пр.1155

отadmin

Дек 31, 2022
31 декабря 1980 года — Вступление в строй большого противолодочного корабля «Удалой» — головного корабля пр.1155

После катастрофического сокращения финансирования российского флота в 1990-е годы были списаны многие корабли постройки 1960-1970-х годов. Из оставшихся в строю особое место занимают большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 (типа «Удалой») — самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России.

Одной из основных задач советского ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками — для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки-охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155.

Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки,чрезвычайно усложнил борьбу с ними.

В результате противолодочным кораблям потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения противолодочных кораблей.

31 декабря 1980 года — Вступление в строй большого противолодочного корабля «Удалой» — головного корабля пр.1155

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, которого с 1977 года сменил В. Мишин.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новые корабли на старых стапелях. Предыдущее поколение БПК (корабли проекта 1134Б) к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.

31 декабря 1980 года — Вступление в строй большого противолодочного корабля «Удалой» — головного корабля пр.1155

Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить на корабле, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. Гидроакустический комплекс «Полином», установленный на новых БПК, обладал значительно большими возможностями по сравнению с ГАК предыдущего поколения «Титан» и «Титан-2», но цена этих достоинств оказалась высока. Масса комплекса составила около 800 т, а размеры подводного обтекателя (30 м в длину и более пяти в диаметре) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку — в тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей — первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено. Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград). Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 кораблей, восемь из них — на «Янтаре». Последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР. Все эти корабли вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

В настоящий момент в строю осталось восемь БПК, поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

ПРОЕКТ 11551 — БОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

Вскоре после вступления в строй первых кораблей стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 — комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000. ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2».

Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10 кораблей заложили в 1990 году. Последовавшие события значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го. Он остался единственным представителем проекта 11551, хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го.

ТИП «УДАЛОЙ»: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей корабля за счет еще одного вертолета, установки второй РЛС и улучшения эксплуатационных характеристик.

Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

КОРПУС

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза.

Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов — двух- и четырехместные, для матросов — кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

МГЭУ та же, что и на CKP (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины — либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

По сравнению с паротурбинной (котлотурбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности — у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 — современники и близкие по размерам корабли).

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ПОЛИНОМ»

Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» — подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные — в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 — самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

МР760 «Фрегат-МА» — трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» — двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км.

МР212 «Позитив» — РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114»)

ВООРУЖЕНИЕ

УРК-5 «Раструб-Б» — универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.

Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы — 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы — 21,5 км, скорострельность — 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями надальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр/мин.

«Кинжал» — зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы — 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет.

Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

Источник >>>

31 декабря 1980 года — Вступление в строй большого противолодочного корабля «Удалой» — головного корабля пр.1155

31 декабря 1980 года — Вступление в строй большого противолодочного корабля «Удалой» — головного корабля пр.1155

31 декабря 1980 года — Вступление в строй большого противолодочного корабля «Удалой» — головного корабля пр.1155

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *