Судно «Георгий Седов» — пароход ледокольного типа. Корабль является грузовым пароходом твиндечного типа — судно имеющие междупалубное пространство внутри корпуса. Для возможности работы во льдах набор корпуса и обшивка корабля были усилены, в районе ватерлинии сделан ледовый пояс толщиной 22 мм, форштевень (балка в носу корабля) ледокольной формы, но борта прямостенные. Входил в состав русского торгового флота, судно использовалось по своему прямому назначению и для перевозки грузов. Позднее ледокол приобрел научное назначение, российские ученые совершали на нем свою экспедицию, которая исследовала Землю Франца Иосифа и ряд других. Пароход назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.
Основные технические характеристики ледокола «Георгий Седов»
Водоизмещение: 3056 т
Длина: 76,8 м
Ширина: 10,9 м
Осадка: 6 м
Двигатели: Одна паровая машина, 2 котла (угольные)
Мощность: 2360 л.с.
Движитель: 1 винт (~2,9 m диаметр, 4 лопасти)
Скорость хода: 12 узлов
Автономность плавания: 3000 миль без бункеровки
Регистровый тоннаж: 3 трюма вместимостью 1350 тонн
Память о ледоколе «Георгий Седов»
В честь парохода названы группа островов Северной Земли со стороны Карского моря (архипелаг Седова), открытых участниками экспедиции на «Георгии Седове» в 1930 году, и рейд архипелага Норденшельда в Карском море, обследованный в 1936 году.
Название «Георгий Седов» перешло к построенному в 1967 году ледоколу Министерства морского флота.
В 1975 году на братской могиле зверобоев ледокола «Седов» погибших при пожаре 30 марта 1946 года в городе Северодвинске установлен памятный знак. Архитектор Е.Назаров.
В 1967 году ледокол «Георгий Седов» выведен из состава флота.
30 марта 1946 года, в горле Белого моря на ледокольном пароходе «Седов», возвращавшемся из зверобойно-промыслового рейса, в столовой судна возник пожар. Погибли 19 человек, 18 получили ожоги и травмы. Пожар ликвидирован экипажем с помощью ледокола Северный ветер.
3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награжден орденом Ленина. Встретив седовцев в Москве, правительство СССР высоко оценило их подвиг. Все члены экипажа, указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены звания Героев Советского Союза.
13 января 1940 года суда «Георгий Седов» и «Иосиф Сталин» добрались до Баренцбурга на Шпицбергене. Одним из существенных научных достижений экспедиции «Георгия Седова» стало опровержение легенды о «Земле Санникова», продержавшейся более 125 лет. Седовцы вели наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести. Было произведено 415 определений местоположения судна по небесным светилам. В 38 пунктах измерены глубины свыше 3000 метров, с получением образцов грунта.
3 января 1940 года в Гренландском море, северо-западнее Шпицбергена, к дрейфующему пароходу «Георгий Седов» на расстояние 25 миль подошел ледокол «Иосиф Сталин», капитан Михаил Прокофьевич Белоусов, руководитель экспедиции Иван Папанин, на оставшиеся мили он потратил 10 дней и вывел «Седова» скованного льдами. Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь составил 3307 миль.
К концу лета 1939 года запасов угля оставалось на пароходе «Георгий Седов» 44 тонны, этого хватило бы на 2,5 суток полного хода.
27 сентября 1938 года в результате подвижек льда судно получило крен 18° на правый борт, в результате чего под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Невозвратный клапан не сработал. Поступающая в холодильник вода своим напором выдавила прокладку крышки холодильника и стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°.
13 сентября 1938 года в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а позднее и «Литке». Подойдя к «Седову» на 60 миль из-за тяжелой ледовой обстановки — крупнобитый лед, туман, ледоколы остановились. И через сутки их отозвали обратно.
28 августа 1938 года к каравану подошел ледокол «Ермак», тем самым установив мировой рекорд свободного высокоширотного плавания. Экспедицией командовал заместитель начальника Главсевморпути Марк Иванович Шевелев. После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», «Ермак» с «Малыгиным» ушли в ледовую разведку, но вскоре «Ермак» потерял винт — лопнул вал и вместе с винтом ушел на дно. Ввиду угрозы того, что суда застрянут во льдах, было принято решение оставить «Седов» на вторую зимовку.
3 апреля 1938 года из якутского поселка Тикси вылетели самолеты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172», не пробыв и двух часов после посадки на льдах отправились обратно, эвакуировав 22 человека. От Тикси их отделяло 1100 км, для второго рейса была создана промежуточная база — замерзшая лагуна острова Котельного. Позднее на «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. В последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек, 33 во всем караване.
18 марта 1938 года Константин Сергеевич Бадигин назначен капитаном «Георгия Седова», через два дня он принял командование.
30 октября 1937 года пришел приказ начальника Главсевморпути — переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было. Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Рудольф Лазаревич Самойлович.
23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского начался легендарный дрейф пароходов «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин».
В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Новосибирских островов.
Летом 1934 года, после зверобойной кампании, пароход становился плавучим филиалом Арктического института в Карском море. Не успел пароход вернуться в Архангельск, как его срочно направили для оказания помощи судну «Госторг», потерпевшему аварию у берегов Новой Земли. Эта операция затянулась. Только 12 января корабль пришел в Мурманск.
15 июня 1930 года, покинув Архангельск, ледокол «Георгий Седов» направился к Новой Земле, зашел в Белушью Губу и Малые Кармакулы, а потом прямым курсом двинулся к Земле Франца-Иосифа. Исследовав некоторые районы архипелага, «Седов» вышел из бухты Тихой к Новой Земле. Взяв запас угля с ледокольного парохода «Русанов», «Седов» обогнул Новую Землю и по 79-й параллели проложил прямой курс к Северной Земле. В пути были открыты новые острова, получившие имена Визе, Воронина и Исаченко.
С 21 июня по 11 сентября 1929 года на «Седове» была проведена экспедиция Института по изучению Севера (Арктический и антарктический научно-исследовательский институт), проходившая под руководством Отто Юльевича Шмидта, капитан Владимир Иванович Воронин, которая обследовала Землю Франца-Иосифа и организовала в бухте Тихой о.Гукера, Земля Франца-Иосифа полярную станцию. Во время это похода «Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах, достигнув 82°14´ с.ш.
В 1920 году ледокол «Георгий Седов» участвовал в первой Карской экспедиции.
В январе 1917 года пароход вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана, был вооружен одним 76-мм орудием.
В 1916 году пароход использовался для перевозки грузов во время зимней навигации на Белом море и как ледокол.
В конце 1916 года пароход «Беотик» куплен министерством торговли и промышленности России у компании «Джоб Бразез» для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В декабре этого же года вошел в состав русского торгового флота.
В 1909 году ледокольный пароход под названием «Беотик», в честь коренного населения Ньюфаундленда — индейского племени Беотук, спущен на воду. Базировался в порту Сент-Джонс.
25 декабря 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» в шотландском городе Глазго заложен ледокольный пароход «Беотик».