
23 декабря 1953 года расстрел врагов народа и иностранных шпионов: Л. П. Берии, В. Н. Меркулова, Б. З. Кобулова, С. А. Гоглидзе, П. Я. Мешика, В. Г. Деканозова и Л. Е. Влодзимирского.
В обвинительном заключении по делу Берии и его соратников, в частности, говорилось:
…Как было подробно изложено выше, Берия и его соучастники, осуществляя расправу с неугодными для них людьми, использовали для этой цели особую тройку, состоявшую из сообщников Берия. Приведенные выше примеры террористических расправ с Папулия Орджоникидзе, Ниной Орджоникидзе, Э. Бедия, жителями так называемой «Мамукинской деревни» и другие были осуществлены при помощи использования тройки, выносившей решения о расстрелах неугодных для Берия лиц.

Заняв пост народного комиссара внутренних дел СССР, Берия использовал для тех же целей террористических расправ с неугодными ему лицами чрезвычайный внесудебный орган, созданный при НКВД, а затем при МГБ и МВД СССР для борьбы с преступностью — особое совещание.
С помощью особого совещания Берия также совершил ряд преступных расправ с лицами, стоявшими на пути заговорщиков. Так, по решению особого совещания незаконно содержался под стражей в течение более двенадцати лет в тяжелых условиях одиночного заключения особой тюрьмы брат Серго Орджоникидзе — Константин Орджоникидзе.

В 1953 году, став министром внутренних дел СССР, Берия, преследуя преступные цели вновь создать условия для безнаказанных расправ с неугодными для него лицами, принял меры к сохранению особого совещания, хотя в условиях дальнейшего укрепления социалистической законности и правопорядка нужда в подобном внесудебном органе отпала….
…Так, из подробно описанного выше сфальсифицированного заговорщиками уголовного дела по обвинению М. С. Кедрова видно, что заговорщики после вынесения Кедрову оправдательного приговора Военной коллегии Верховного суда СССР, не только не освободили Кедрова, но совершили убийство его в Саратовской тюрьме, где Кедров продолжал незаконно содержаться под стражей в течение четырех месяцев после вынесения оправдательного приговора.

Обвиняемый Берия, допрошенный 27 июля 1953 года, признал, что именно он явился инициатором введения грубо нарушающего советский уголовно-процессуальный закон порядка, при котором лица, оправданные судом по всем делам, расследование по которым производилось органами МВД, из-под стражи не освобождались до получения согласия на это от органов МВД…
…БЕРИЯ Лаврентий Павлович, 1899 года рождения, уроженец села Мерхеули Сухумского района Грузинской ССР — б. заместитель Председателя Совета Министров СССР и министр внутренних дел СССР, женат — Обвиняется в том, что он:
1. Являлся организатором антисоветской изменнической группы заговорщиков, ставившей своей преступной целью использовать органы МВД как в центре, так и на местах против Партии и ее руководства, против Правительства СССР, поставить МВД над Партией и Правительством для захвата власти, ликвидации советского строя и реставрации капитализма;
2. В тех же преступных целях, желая расколоть ленинско-сталинское ядро Центрального Комитета КПCС, установил систему шпионажа за руководителями Партии и Правительства, собирал фальсифицированные клеветнические материалы на отдельных руководителей Партии и Правительства путем применения пыток к арестованным и другими преступными способами;
3. В 1941 году, в первые дни Отечественной войны, используя свое положение народного комиссара внутренних дел СССР, втайне от советского правительства пытался через болгарского посла Стаменова начать переговоры с Гитлером и ценой уступки фашистской Германии советских земель Украины, Белоруссии, Прибалтики, Карельского перешейка, Бессарабии, Буковины и порабощении советских людей, войти в позорное соглашение с Гитлером о прекращении войны.
<…> 5. В 1953 году для осуществления своих преступных изменнических замыслов пытался установить тайную связь с Тито и Ранковичом в Югославии;
6. Совершил ряд изменнических действий, направленных к подрыву советской разведки за рубежом, сознательной активизации буржуазно-националистических элементов в Союзных республиках, поддержанию тайных преступных связей с контрреволюционной грузинской эмиграцией. Покровительствовал разоблаченным агентам иностранных разведок, укрывая их от ответственности;
<…>
9. Совершал преступления против человечности, производя опыты по испытанию ядов на живых людях, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-1 «б», 58-8,58-13 и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР;
<…>
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июня 1953 года настоящее дело подлежит направлению в Верховный суд СССР.
Генеральный прокурор СССР Действительный государственный советник юстиции
P. Руденко
23 декабря 1953 года дело Берии было рассмотрено Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР под председательством Маршала Советского Союза И. С. Конева. Из последнего слова Берии на суде:
Я уже показывал суду, в чём признаю себя виновным. Я долго скрывал свою службу в мусаватистской контрреволюционной разведке. Однако я заявляю, что, даже находясь на службе там, не совершил ничего вредного. Полностью признаю своё морально-бытовое разложение. Многочисленные связи с женщинами, о которых здесь говорилось, позорят меня как гражданина и бывшего члена партии. … Признавая, что я ответственен за перегибы и извращения социалистической законности в 1937—1938 гг., прошу суд учесть, что корыстных и вражеских целей у меня при этом не было. Причина моих преступлений — обстановка того времени. … Не считаю себя виновным в попытке дезорганизовать оборону Кавказа в период Великой Отечественной войны. Прошу вас при вынесении мне приговора тщательно проанализировать мои действия, не рассматривать меня как контрреволюционера, а применить ко мне только те статьи Уголовного кодекса, которые я действительно заслужил.
Приговор гласил:
Специальное Судебное Присутствие Верховного Суда СССР постановило: приговорить Берию Л. П., Меркулова В. Н., Деканозова В. Г., Кобулова Б. З., Гоглидзе С. А., Мешика П. Я., Влодзимирского Л. Е. к высшей мере уголовного наказания — расстрелу, с конфискацией лично им принадлежащего имущества, с лишением воинских званий и наград.
— Сообщение «В Верховном Суде СССР». 24 декабря 1953 года // Дело Берия. Приговор обжалованию не подлежит. / Сост. В. Н. Хаустов. — М.: МФД, 2012. Стр. 420-423. (Россия. XX век. Документы).

Все обвиняемые были в тот же день расстреляны, причём Л. П. Берию расстреляли за несколько часов до казни прочих осуждённых в бункере штаба Московского военного округа в присутствии генерального прокурора СССР Р. А. Руденко. По собственной инициативе приговор привёл в исполнение из табельного оружия генерал-полковник (впоследствии Маршал Советского Союза) П. Ф. Батицкий. Тело казнённого было сожжено в печи 1-го Московского (Донского) крематория. Похоронен в одной из общих могил Нового Донского кладбища (согласно другим утверждениям, прах Берии был развеян над Москвой-рекой).

Краткое сообщение о суде над Л. П. Берией и его сотрудниками было опубликовано в советской печати.
Определением Военной коллегии Верховного суда РФ от 29 мая 2002 года Берия как организатор политических репрессий был признан не подлежащим реабилитации:
…Исходя из изложенного, Военная коллегия приходит к выводу, что Берия, Меркулов, Кобулов и Гоглидзе являлись теми руководителями, кто организовал на государственном уровне и лично проводил массовые репрессии в отношении собственного народа. А поэтому Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» распространяться на них, как на виновников террора, не может.

…Руководствуясь ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года и ст. 377—381 УПК РСФСР, Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации определила: «Признать Берию Лаврентия Павловича, Меркулова Всеволода Николаевича, Кобулова Богдана Захарьевича, Гоглидзе Сергея Арсеньевича не подлежащими реабилитации».

— Выписка из определения военной коллегии Верховного суда РФ № бн-00164/2000 от 29.V.2002. https://vk.com/wall-27569095_1752433

… ..
Недоедая и недосыпая, молодежь ринулась учиться и трудиться. Весь народ в едином порыве приступил к строительству социализма. Если бы не партийные дрязги, приведшие к тормозу намеченных планов, СССР был бы впереди планеты всей. Ныне Сталин и Берия возвращаются, вокруг их имен ведется острая и беспощадная полемика в обществе. Многие предлагают добиться полной юридической исторической реабилитации Лаврентия Павловича Берия, учитывая его выдающийся вклад в упрочение могущества нашей страны, а также достойно увековечить его память в общенациональном масштабе.
Социализм при Хрущеве стал таким своеобразным, именно при нем, а продолжилось так же при Брежневе — это теневая экономика, и уже при них начался закат тому, что строил Ленин и Сталин.