21 декабря 1939 года — Начало производственной деятельности одной из крупнейших судостроительных верфей России — ОАО «ПО «Севмаш» (тогда — завод № 402)

отadmin

Дек 21, 2022
21 декабря 1939 года — Начало производственной деятельности одной из крупнейших судостроительных верфей России — ОАО "ПО «Севмаш» (тогда — завод № 402)

Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОАО «ПО «Севмаш», «Севмаш», СМП) — российское машиностроительное предприятие оборонного комплекса, расположенное в городе Северодвинске (Архангельская область).

Предприятие изначально носило название судостроительный завод «Завод № 402» (в 1959 году переименованное в «Северное машиностроительное предприятие» («Севмашпредприятие») начало свою деятельность в 1939 году.

Предприятие вело и ведёт успешное строительство российских военных кораблей и атомных подводных лодок, осуществляет ремонт крупных надводных кораблей для России и дружественных стран (Индия, Китай, Вьетнам), активно участвует в проектах по созданию российской морской техники, российской нефтегазовой индустрии и Баренц-региона.

Судостроительная верфь надводных кораблей. Судостроительная верфь основана по постановлению Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31.05.1936 года № ОК-137 для строительства и ремонта крупных военных кораблей различных классов.

Одновременно был заложен посёлок Судострой, получивший в 1938 году статус города Молотовск, а ныне (c 1957 года) именующийся городом Северодвинск.

Начальником строительства судостроительного завода и рабочего поселка Судострой приказом наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе был назначен 29 мая 1936 года Иван Тарасович Кирилкин, главным инженером проекта — А. А. Борисов.

Официальной датой начала производственной деятельности предприятия считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23 — Линейные корабли типа «Советский Союз».

Боевым уставом Военно-Морских Сил РККА 1930 года (БУ-30) линейные корабли признавались главной ударной силой флота, а курс на индустриализацию открывал реальные перспективы в их создании.

В октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на линкоре «Советский Союз». Из-за начала войны строительство линкоров было прекращено (готовность линкора «Советский Союз» составила 19,44 %, а линкора «Советская Украина» — всего 7 %). По окончанию войны недостроенные линкоры были разобраны.

Во время Великой Отечественной войны судостроительная верфь «Завод № 402» успешно выполнял ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей получивших «боевые ранения».

Также уже в первую же зимнюю навигацию на ремонт стали приходить суда, поврежденные также и сжатием льдов.

Ремонтные работы и ускоренное развитие производства производились на заводе № 402 ускоренными темпами.

Ускоренное развитие завод № 402 получил в военные годы и по причине, что волей военных обстоятельств, а также и сталинских репрессий находились ведущие инженеры многих судостроительных и судоремонтных предприятий страны. Они-то и внедрили в производство смелые конструкторские и технологические решения.

Вот только несколько имен: М. С. Розенфланц и А. Ф. Эппель — бывшие главный инженер и заместитель начальника цеха Балтийского завода, В. Л. Бродский — бывший главный строитель крейсера «Киров», А. С. Точинский — бывший главный инженер треста «Югасталь», К. Э. Кольбе, П. А. Альбов — бывшие главные инженеры Севастопольского завода, Таганрогского порта и Харьковского тракторного, А. М. Спирин — бывший начальник докового хозяйства Николаевского завода и Н. В. Гавриленко — бывший начальник конструкторского бюро того же предприятия.

Всю войну предприятие строило «морские охотники» — сравнительно небольшие корабли для борьбы с надводными лодками противника и несения дозорной службы. А также ускоренными темпами осуществляло достройку и подготовку к переходу на свою базу в Полярный подводных лодок «малютки» М-119, М-121, М-122. Своим ходом в Молотовск прибыли и С-14, С-103 и С-104, а также несколько «малюток», после достройки которые успешно ушли на базу в Полярный.

(см. Книга Памяти. Северодвинск 1995. Редакционная коллегия: Н. Н. Кочуров (редактор), И. П. Кирсанов, Н. Г. Лютикова, К. И. Румянцев, О. Б. Химаныч, Л. И. Черняева, А. Д. Юдин.)

С 1943 года судостроительная верфь «Завод № 402» приступила к изготовлению и поставки для ВМФ СССР новых боевых кораблей: большие морские охотники, эскадренные миноносцы, легкие крейсера.

С 1943 по 1955 годы на судостроительной верфи «Завод № 402» было построено 45 новых боевых надводных кораблей.

Источник >>>

21 декабря 1939 года — Начало производственной деятельности одной из крупнейших судостроительных верфей России — ОАО "ПО «Севмаш» (тогда — завод № 402)

21 декабря 1939 года — Начало производственной деятельности одной из крупнейших судостроительных верфей России — ОАО "ПО «Севмаш» (тогда — завод № 402)

21 декабря 1939 года — Начало производственной деятельности одной из крупнейших судостроительных верфей России — ОАО "ПО «Севмаш» (тогда — завод № 402)

21 декабря 1939 года — Начало производственной деятельности одной из крупнейших судостроительных верфей России — ОАО "ПО «Севмаш» (тогда — завод № 402)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *