
Василий Васильевич Кандинский родился 16 декабря (4 декабря по старому стилю; по другим данным — 4 декабря (22 ноября по старому стилю)) 1866 года в Москве.
Он был сыном нерченского купца I гильдии Василия Кандинского (1832-1926), торговца чаем. Мать, Лидия Тихеева, происходила из прибалтийских немцев. В 1871 году по состоянию здоровья отца семья переехала в Одессу, где родители развелись.
В 1885 году Василий Кандинский окончил гимназию в Одессе и поступил на юридический факультет Московского университета.
В 1889 году участвовал в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, где познакомился с народным искусством и иконописью.

Русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».
В 1893 году, после окончания университета с дипломом 1-й степени, он был оставлен на кафедре политической экономии и статистики, в 1895 году написал диссертацию, но оставил занятия наукой и посвятил себя искусству.
Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 году уехал в Мюнхен учиться живописи. Кандинский учился в школе Антона Ашбе, в 1900 году перешел в Академию художеств в класс художника и скульптора Франца Штука.
В 1901 году Кандинский основал художественное общество «Фаланга», которое занималось организацией выставок молодых художников; 1902 году стал президентом общества. В 1902 году Кандинский также стал членом Берлинского сецессиона — объединения художников и скульпторов.
В начале 1900-х годов художник много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем городок Мурнау в Баварских Альпах.
В раннем творчестве Кандинского основой для создании красочных пейзажей служили натурные впечатления («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х годов прошли под знаком увлечения русской стариной. В картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна с приемами пуантилизма (манера письма раздельными неизолированными мазками) и стилизацией под народный лубок.
Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.
В этот период он исполнил альбомы гравюр «Стихи без слов» (1904) и «Ксилографии» (1909). Выставлялся в Берлинском сецессионе (с 1902), парижских «Осеннем салоне» (1904-1912) и салоне Независимых (с 1908), участвовал в групповых выставках в Мюнхене, Дрездене, Гамбурге, Берлине, Варшаве, Риме и Париже, а также в Москве (с 1902, 1906) и Санкт-Петербурге (1904, 1906).

Для художника это тоже нормально, но мучительно. Потому что именно художник сталкивается с вопиющей несправедливостью. Во всяком случае, художник традиционный, которому «положено» изображать людей, животных, и вообще мир вещей. Пусть даже фантастический.
«Импровизация IV», 1909
Одновременно он писал корреспонденции о художественной жизни Мюнхена для журналов «Мир искусства» (1902) и «Аполлон» (1909-1910).
В 1909 году Кандинский возглавил мюнхенское Новое художественное общество, созданное вследствие отказа организаторов сецессиона принять новаторские произведения. В 1911 году из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе с немецким живописцем Францем Марком создал объединение «Синий всадник». В 1912 году он выпустил одноименный альманах, который стал программным документом художественного авангарда.
В 1911 году Кандинский исполнил первую абстрактную акварель, в 1911-1913 годах написал серии беспредметных картин «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции».
В 1912 году Кандинский выпустил книгу «О духовном в искусстве», в которой дал первое теоретическое обоснование абстрактного искусства; прислал одноименный доклад на Всероссийский съезд художников в Петербурге (декабрь 1911 года — январь 1912 года).
В 1913 году издал поэтическую книгу Klänge («Звуки») в сопровождении ксилографий.
В октябре 1912 году в галерее берлинского объединения Der Sturm состоялась первая персональная выставка художника. В издательстве объединения был опубликован его альбом картин Rückbliсke, а также ряд теоретических трудов.
В начале Первой мировой войны (1914-1918) Кандинский вернулся в Россию. После Октябрьской революции 1917 года был занят в основном реорганизацией художественной жизни. В 1918 году он вошел в Коллегию ИЗО Наркомпроса, в 1919 году стал членом Международного бюро ИЗО Наркомпроса, одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде.
В 1920 году был директором Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве и профессором Московского университета, в 1921 году — вице-президентом Российской академии художественных наук. Участвовал в ряде выставок художников.
В конце 1921 года Кандинский был командирован в Берлин для создания международного отдела Академии художественных наук и решил не возвращаться в Россию.
1922 году по предложению архитектора Вальтера Гропиуса преподавал настенную живопись и теорию формы в учебном центре «Баухауз» в Веймаре (Объединение художественной академии Веймара и училища прикладного искусства; с 1925 года — в Дессау).
В «Баухаузе» художник получил всемирное признание лидера абстрактного искусства.
В 1920-1930-е Кандинский создал альбом гравюр «Малые миры» (1923), абстрактные декорации к «Картинкам с выставки» Модеста Мусоргского для театра в Дессау (1928), проект оформления
Музыкальной комнаты для Международной архитектурной выставки в Берлине (1931).
Ежегодно проводил персональные выставки в Европе и США, участвовал совместно с Явленским, Фейнингером и Клее в выставках группы «Синяя четверка», в международных выставках и выставках русского искусства.

Собственно, секрет абстрактного искусства в этом и состоит. Когда ты слушаешь музыку, ты не думаешь, а чувствуешь. То же самое должно, по идее, происходить и перед беспредметным полотном. Простая мысль, которая вызывает смуту, а иной раз и бешенство вот уже больше ста лет
В этот период им была написана книга «Точка и линия на плоскости» (1926), которая была переведена на несколько языков.
В 1933 году после закрытия «Баухауса» нацистами Кандинский переехал во Францию, в 1939 году получил французское гражданство.
В Германии его работы были продемонстрированы в пропагандистских целях на выставке «Дегенеративное искусство» (1937), а затем изъяты из музеев.
В 1936-1944 годах Кандинский проводил персональные выставки в парижской галерее J. Bucher, выставлялся в галерее Neumann, Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке, галерее Гуггенхейма в Лондоне.
В ноябре-декабре 1944 года состоялась последняя прижизненная персональная выставка художника в Париже.
13 декабря 1944 года Василий Кандинский скончался в Нейи-сюр-Сен, близ Парижа во Франции. Похоронен на кладбище в Нейи.
Кандинский был дважды официально женат. В 1892 году он женился на своей кузине Анне Чемякиной, брак распался в начале 1900-х годов и был расторгнут в 1911 году. В 1917 году в Москве он сочетался браком с Ниной Андреевской (1893 или 1899-1980), дочерью офицера. В том же году у них родился сын Всеволод, который вскоре умер. После смерти мужа Нина Кандинская продавала и дарила его картины музеям, организовывала мемориальные выставки, в 1973 году опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». В начале 1970-х годов она купила дом в Швейцарии, где 2 сентября 1980 года была убита грабителем (преступление осталось не раскрытым). По ее завещанию 150 картин мужа поступили в Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду).
Также близкой подругой художника была его ученица Габриэла Мюнтер. Обещая жениться на ней, накануне Первой мировой войны он уехал из Германии, оставив на попечение Мюнтер свои работы и бумаги. После его возвращения с юной женой в 1921 году, Мюнтер отказалась вернуть картины. В день своего 80-летия Мюнтер подарила все принадлежащие ей полотна художника галерее Lenbachhaus в Мюнхене.
В настоящее время Кандинский является одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.
В 2007 году в России учреждена Премия Кандинского — одна из наиболее важных национальных наград в области современного искусства.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников https://ria.ru/20161216/1483583714.html