Русские XVII века — о иезуитах

отadmin

Дек 14, 2022
Русские XVII века — о иезуитах

Иллюстрация: иезуитский миссионер Маттео Риччи с новообращённым китайцем

«Они видят на сто локтей под землёй»: русские XVII века — о иезуитах

Утверждённый папой Павлом III в 1540 году орден Societas Jesu (Общество Ииcуса), обычно именуемый орденом иезуитов, должен был стать главным ударным отрядом Римской католической церкви против Реформации. Иезуиты проявили себя во многих областях как политической, так и информационной борьбы XVI–XX веков. И сотни постов не хватит, чтобы описать всю их бурную деятельность от Японии до Калифорнии. Уже в начале XVII века в европейской литературе формируется образ всесильного ордена, способного на любое интриганство, заговоры, способного смещать с престола десятки королей, имеющего чуть ли не сотни тысяч тайных агентов по всему миру. Образ превратился в миф о тайном обществе, повинном во всех мыслимых и немыслимых бедствиях европейских государств, что неплохо на примере Франции исследовано в книге Мишеля Леруа «Миф о иезуитах» и остроумно препарировано в романе Умберто Эко «Пражское кладбище»

В России XVII века представление о всемогуществе иезуитов принимало поистине колоссальные формы. И без того настороженное отношение к католичеству усугублялось постоянными конфликтами с Речью Посполитой. Иезуитам приписывалось спасение Лжедмитрия I с целью перевода России в «латинянскую веру». В 1689 году они присутствовали со стороны китайцев при подписании Нерчинского договора. Неудивительно, что в воспоминаниях католиков, которые посещали Россию во второй половине XVII века, мы часто встречаем сообщения о том, как «попы» выведывали у них, не являются ли они иезуитами.

Интерес к иезуитам был настолько велик, что в 1690-х годах русские заказывают в Женеве перевод с французского книги иезуита Филиппа Авриля о путешествии в Китай, где автор нелестно отзывается о русском войске на его границах.

Любопытно, как католические путешественники описывают взгляды русских на возможности иезуитов. В их представлении они носят явно сверхъестественную природу. Геральд Санта-Круз в письме отцу Франциску Дубскому в 1698 году, в частности, сообщает, что русские «говорят, что иезуиты производят только смуты и беспорядки. Русские также убеждены, что иезуиты видят на сто локтей под землёй и потому не желают видеть у себя таких Аргусов (многоглазый великан из греческой мифологии, у которого часть глаз была всегда открыта и который получил прозвище Всевидящий. — Прим. Г. Т.), которые притом ещё вмешиваются во все дела»

Такое отношение к иезуитам сохранялось даже после того, как Екатерина II по сути взяла орден под свою защиту во время гонений на него в Европе. Оно то усиливалось, то слабело и в XIX веке в связи с польскими восстаниями, главную роль в которых часто приписывали именно иезуитам. Правда, им уже не приписывали колдовских способностей.

Глеб Таргонский

Русские XVII века — о иезуитах

Русские XVII века — о иезуитах

Русские XVII века — о иезуитах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *