Российский художник. Сценограф. Философ-мистик. Писатель. Путешественник. Археолог. Общественный деятель. Академик Российской академии художеств. Создал около семи тысяч картин, многие из которых находятся в известных галереях мира. Активно занимался археологией.
Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в семье нотариуса. С детских лет Николая привлекали живопись, археология, история, но, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат, сделав творчество Николая Константиновича уникальным и ярким. До 1897 года Николай учился в Академии художеств у Куинджи, а также в студии Кормона в Париже.
В его ранних картинах определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса. Но уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.
Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков «Листы дневника» и «Моя жизнь».
Многогранный талант Николая Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в оформлении Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.
В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха, который являлся первым музеем русского художника, открытый за пределами России. В том же году семья переехала в Индию.
Благодаря Рериху в 1929 году начался новый этап в истории всего человечества, принят Пакт Рериха. Это стал первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников подписан двадцать одной страной.
В 1935 году Николай Константинович возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. Рериха объявляли духовным водителем человечества, Антихристом, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже одним из индийских божеств.
Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Писатель издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько книг: «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала».
Но главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича, Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества является духовное просветление и совершенствование.
Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду. Уже упаковали вещи и свыше 400 картин.
«Многогранность и продуктивность искусства Рериха были совершенно исключительными — по синтезу его творчества его часто сравнивали с Леонардо да Винчи. За свою жизнь он написал около 4.000 картин, которые висят в главных музеях и частных коллекциях Европы, Америки и Индии
Картины первого периода его творчества находятся в России; около 700 картин, относящихся к экспедиции Рериха по «Сердцу Азии», продолжавшейся от 1924 до 1929 год, находились в музее его имени в Нью-Йорке. Там же занимали значительное место картины, относящиеся к его сотрудничеству с Римским-Корсаковым, для опер которого Рерих писал декорации и костюмы, — «Царь Салтан», «Сказание о Граде Китеже», «Садко», «Снегурочка», «Сказка о Золотом Петушке» и др.
Огромные полотна — «Сокровище Ангелов», «Варяжское Море», «Идолы» познакомили Америку с древней Русью. Последние вещи покойного мастера висят в музеях и частных собраниях Индии, где Рерих провел 25 лет своей жизни. Там он писал свои Гималаи, «твердыни и цитадели» Тибета и Индии. Недаром в Индии его почитали как «Мастера Гор».
Ослепительная яркость красок, контуров, благородство линий, гамма тонов и сочетаний, чистота и высокая духовность замысла, в связи с совершенством техники, дали миру симфонию Гималаев, какую никто из европейских художников до Рериха не создал.
Рерих горячо любил Индию. Последние его книги «Единение Красоты», «Химават», «Гималаи — Обитель Света», изданные в 47-ом году в Индии. Многочисленные статьи его, посвященные искусству, науке, культуре, вопросам этики, философии, проблемам мира, появлялись периодически в лучших литературных и художественных журналах Индии…»
«Новое русское слово» («Нью-Йорк), 29 декабря 1947 года
Николай Константинович 13 декабря 1947 года дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю: тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации, в долине Кулу поставили памятник с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир». Великий художник, писатель, мыслитель и общественный деятель Николай Рерих умер так и не узнав, что в визе ему отказали.