Первая посадка вертолета “Ка-10” летчиками Д. Ефремовым и Е. Гридюшко на палубу крейсера “Максим Горький” была произведена 7 декабря 1950 года.
С этого дня ведет отсчет своей истории отечественная вертолетная палубная авиация. “Ка-10” — это марка вертолётов, созданных в ОКБ под руководством Н. И. Камова. ОКБ Камова специализировался на разработке вертолётов соосной схемы — двухвинтовых вертолётов с расположением несущих винтов на одной оси и вращающихся в противоположные стороны.
Именно с создания в 1949 году одноместного корабельного вертолёта “Ка-10” для связи и наблюдения, положившего начало производству вертолётов соосной схемы, началось развитие этого конструкторского бюро. Впервые же вертолеты появились на палубах кораблей в ноябре 1943 года в американском флоте и использовались для посыльных и спасательных целей.Соосная схема вертолёта всегда привлекала внимание рациональным использованием мощности двигателя, хорошими манёвренными свойствами и малыми габаритными размерами.
Поэтому в 40-х годах прошлого века эта схема стала наиболее распространённой среди экспериментальных конструкций вертолётов. Первый одноместный экспериментальный вертолёт серии “Ка” вышел под номером 8, а “Ка-10” практически не отличался от своего предшественника. На новом вертолёте вместо мотоциклетного двигателя М-76 был установлен специально спроектированный авиационный четырёхцилиндровый поршневой двигатель АИ-4В. Пилотажные особенности вертолётов этой схемы оказались очень хорошими для взлёта и посадки на качающиеся палубы ограниченных размеров.
Таким образом, начавшиеся в начале 50-х годов работы по созданию вертолёта “Ка-10” и его модификации “Ка-10М”, а также его лётно-морские испытания, в процессе которых впервые в СССР были выполнены взлёты и посадки с палубы суден, стали началом создания корабельных вертолётов. Войсковые испытания “Ка-10” проводила на Черном море специально созданная в ВМФ вертолетная эскадрилья, которой командовал капитан А.Н.Воронин. Посадочные опоры были выполнены в виде двух надувных баллонов из двухслойной прорезиненной материи, разделенных на четыре отсека для обеспечения живучести при повреждении. Вертолет был оснащен необходимыми пилотажно-навигационными приборами и связной радиостанцией. Тогда летчики обратили внимание на специфические особенности летной эксплуатации вертолетов в корабельных условиях: повышенную турбулентность воздушного потока, отрицательное влияние на взлет и посадку бортовой и килевой качки судна и другие. Однако отмечали при этом, что вертолет доступен для пилотов средней квалификации.
Государственные испытания подтвердили высокие маневренные качества вертолета соосной схемы и его пригодность для использования на кораблях. Создание в СССР океанского флота потребовало дальнейшего развития корабельных вертолётов, способных решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, траления мин, спасательных работ и других функций.Но ограниченные возможности небольшого одноместного вертолёта безфюзеляжной конструкции, который мог перевозить только лётчика, помешали “Ка-10” стать первым серийным вертолётом камовского ОКБ. Им стал новый двухместный корабельный вертолёт “Ка-15”, на котором в свое время было установлено 2 мировых рекорда. Испытания вертолетов “Ка-15” прошли в 1955 году на крейсерах “Михаил Кутузов” и “Куйбышев” Черноморского флота.