1 декабря 1962 года — Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в московском «Манеже»

отadmin

Дек 1, 2022
1 декабря 1962 года - Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в московском «Манеже»

1 декабря 1962 года в московском Манеже должна была открыться выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Часть работ выставки была представлена экспозицией «Новая реальность» – движением художников, организованным в конце 1940-х годов живописцем Элием Белютиным, продолжающим традиции русского авангарда начала XX века. Белютин учился у Аристарха Лентулова, Павла Кузнецова и Льва Бруни.

В основе искусства «Новой реальности» лежала «теория контактности» – стремление человека через искусство восстановить чувство внутреннего равновесия, нарушенного воздействием окружающего мира с помощью умения обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции. В начале 1960-х годов студия объединяла около 600 «белютинцев».

В ноябре 1962 года была организована первая выставка студии на Большой Коммунистической улице. В выставке участвовали 63 художника «Новой реальности» вместе с Эрнстом Неизвестным. На ее открытие удалось специально приехать из Варшавы руководителю Союза польских художников профессору Раймонду Земскому и группе критиков. Минкульт дал разрешение на присутствие иностранных корреспондентов, а на следующий день – на проведение пресс-конференции. Телесюжет о вернисаже прошел по Евровидению. По окончании пресс-конференции художникам без объяснений было предложено разобрать их работы по домам.

30 ноября к профессору Элию Белютину обратился заведующий Отделом культуры ЦК Дмитрий Поликарпов и от лица только что созданной Идеологической комиссии попросил восстановить Таганскую выставку в полном составе в специально подготовленном помещении на втором этаже Манежа.

1 декабря 1962 года - Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в московском «Манеже»

Сделанная за ночь экспозиция получила одобрение Фурцевой вместе с самыми любезными напутственными словами, работы были взяты на квартирах авторов сотрудниками Манежа и доставлены транспортом Минкульта.

Утром 1 декабря на пороге Манежа появился Хрущев. Поначалу Хрущев начал довольно спокойно рассматривать экспозицию. За долгие годы пребывания у власти он привык посещать выставки, привык к тому, как по единожды отработанной схеме располагались работы. На этот раз экспозиция была иной. Речь шла об истории московской живописи, и среди старых картин были те самые, которые Хрущев сам запрещал еще в 1930-х годах. Он мог бы и не обратить на них никакого внимания, если бы секретарь Союза советских художников Владимир Серов, известный сериями картин о Ленине, не стал говорить о полотнах Роберта Фалька, Владимира Татлина, Александра Древина, называя их мазней, за которую музеи платят огромные деньги трудящихся. При этом Серов оперировал астрономическими ценами по старому курсу (недавно прошла денежная реформа).

Хрущев начал терять контроль над собой. Присутствующий на выставке член Политбюро ЦК КПСС по идеологическим вопросам Михаил Суслов тут же начал развивать тему мазни, «уродов, которых нарочно рисуют художники», того, что нужно и что не нужно советскому народу.

Хрущев три раза обошел большой зал, где были представлены работы 60 художников группы «Новая реальность». Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад. Он задержался на портрете девушки Алексея Россаля: «Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то!»

1 декабря 1962 года - Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в московском «Манеже»

Советский лидер остался недоволен представленными картинами и подверг их авторов критике:

«…Руководители партии и правительства осмотрели работы некоторых так называемых абстракционистов. Нельзя без чувства недоумения и возмущения смотреть мазню на холстах, лишенную смысла, содержания и формы. Эти патологические выверты представляют собою жалкое подражание растленному формалистическому искусству буржуазного Запада.

Н. С. Хрущев попросил авторов представленных картин и скульптур объяснить, что они изображают в своих работах, какую мысль хотят они донести до зрителя. В ответ был слышен лишь невнятный разговор, свидетельствующий о духовном убожестве авторов этих «произведений».

— Такое «творчество» чуждо нашему народу, он отвергает его,— говорит Н. С. Хрущев.— Вот над этим и должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают такие «картины», что не поймешь — нарисованы они рукой человека или намалеваны хвостом осла. Им надо понять свои заблуждения и работать для народа.

Эти слова Никиты Сергеевича встретили одобрение советских художников, участвовавших в осмотре абстракционистских работ…»

«Правда», 2 декабря 1962 года

Далее Хрущев стремительно направился к большой композиции Люциана Грибкова «1917 год». «Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?». «Как вы могли так представить революцию? Что это за вещь? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше рисует». Он ругался почти у всех картин, тыкая пальцем и произнося уже привычный, бесконечно повторявшийся набор ругательств.

На следующий день, 2 декабря 1962 года, сразу по выходе газеты «Правда» с обличительным правительственным коммюнике, толпы москвичей бросились в Манеж, чтобы увидеть повод «высочайшей ярости», но не нашли и следа экспозиции, располагавшейся на втором этаже. Из экспозиции первого этажа были убраны обруганные Хрущевым картины Фалька, Древина, Татлина и других.

Сам Хрущев не был доволен своими действиями. Рукопожатие примирения состоялось в Кремле 31 декабря 1963 года, куда Элий Белютин был приглашен на встречу Нового года. Состоялся короткий разговор художника с Хрущевым, который пожелал ему и «его товарищам» успешной работы на будущее и «более понятной» живописи.

В 1964 году «Новая реальность» стала работать в Абрамцеве, через которое прошло около 600 художников, в том числе из исконных художественных центров России: Палеха, Холуя, Гусь-Хрустального, Дулева, Дмитрова, Сергиева Посада, Егорьевска.

«Запрет на Белютина» просуществовал почти 30 лет – до декабря 1990-го, когда после соответствующих извинений правительства в партийной печати открылась грандиозная выставка «белютинцев», занявшая весь Манеж (400 участников, более 1 тысячи произведений). До конца 1990 года Белютин оставался «невыездным», хотя за рубежом все годы шли, сменяя одна другую, его персональные выставки.

Справка РИА “Новости”

Источник >>>

1 декабря 1962 года - Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в московском «Манеже»

1 декабря 1962 года - Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в московском «Манеже»

1 декабря 1962 года - Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в московском «Манеже»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *