28 ноября 1973 года капитан Геннадий Елисеев совершил первый в истории авиации таран на сверхзвуковом самолете МиГ-21, уничтожив иранский самолет-разведчик RF-4C Phantom ценой собственной жизни. Этот инцидент стал выдающимся примером героизма и важным эпизодом в истории советской ПВО.
Контекст события
Муганская долина, где произошел инцидент, находилась на советско-иранской границе и представляла собой стратегически важный, но уязвимый участок для советской противовоздушной обороны. С начала 1970-х годов Иран, поддерживаемый США, активно использовал эту территорию для проведения разведывательных операций. Основой таких миссий был проект ЦРУ «Темный ген» (Project Dark Gene), направленный на изучение возможностей советской ПВО. Иран предоставлял свою авиацию и экипажи, а также привлекал американских специалистов. Самолеты-разведчики, такие как RF-4C Phantom, регулярно пересекали границу СССР, используя пробелы в радиолокационном поле.
День события
28 ноября 1973 года советская ПВО зафиксировала нарушение границы. На перехват нарушителя был направлен МиГ-21СМ, пилотируемый капитаном Геннадием Елисеевым, заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиаполка. Самолет-разведчик оказался иранским RF-4C Phantom, оснащенным сложной разведывательной аппаратурой: аэрофотоаппаратами, инфракрасными сканерами и радиолокационной станцией. На борту находились два пилота: иранский военный летчик Мохаммад Шокуния и американский полковник ВВС США Джон Сондерс.
Елисееву был отдан приказ: «Сбить самолет любой ценой». Несмотря на пуски ракет «воздух-воздух», Phantom сумел увернуться, используя тепловые ловушки. Авиационная пушка МиГ-21 по неизвестным причинам не сработала (предположительно, из-за заклинивания). Оставалась единственная возможность — таран.
Таран
Капитан Елисеев направил свой самолет на противника. При столкновении МиГ-21 ударил корпусом по RF-4C, повредив его и отправив в неконтролируемое падение. Однако столкновение привело к разрушению самого МиГ-21. Елисеев не успел катапультироваться и погиб.
Иранский экипаж выжил, катапультировавшись, и был задержан советскими пограничниками. Позже их обменяли на данные советского спутника, упавшего в Иране.
Последствия
За свой подвиг Геннадию Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Этот случай стал символом преданности воинскому долгу и готовности защищать страну любой ценой.
Особенности тарана
Таран на реактивном самолете намного сложнее, чем на поршневом, из-за высоких скоростей и отсутствия винта, которым можно было бы повредить хвостовую часть противника. Риск разрушения собственной машины значительно выше.
Другие случаи тарана
После тарана Елисеева известен ещё один подобный инцидент:
1981 год: Валентин Куляпин на Су-15ТМ таранил аргентинский транспортный самолет CL-44, нарушивший границу СССР. После столкновения Куляпин катапультировался, а нарушитель упал. Это событие также вошло в историю как пример исключительного героизма.