Митрофан Борисович Греков

Митрофан Борисович Греков (Митрофан Павлович Мартыщенко) считается одним из основоположников советской батальной живописи. За свою сравнительно короткую жизнь (1882-1934) он создал около трехсот живописных холстов, посвященных героической теме в искусстве.

Он родился 3 июня 1882 г. в крестьянской семье в хуторе Шарпаевка Области Войска Донского. Учился в Одесской художественной школе (1899-1903), а затем – в Петербургской Академии художеств (1904-1911), куда он был принят за незаурядные способности. Сначала Греков обучался в живописной мастерской Ильи Репина, потом перешел в батальную мастерскую Франца Рубо. Во время учебы принимает участие в работе над его известными панорамами «Оборона Севастополя» (1905) и «Бородинская битва» (1912). В 1911 году Греков выполняет конкурсную работу «Волы в плугу», за которую удостаивается звания художника.

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Участник I мировой войны, в 1920 году он вступил добровольцем в Красную Армию. Служил в знаменитой I Конной, руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты, декорации к спектаклям. В 20-е годы создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев – «Бредут», «Корниловцы» (1919), «Отверженные», «Отступление корниловцев» (1922). Вместе с композицией «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск» (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи. Раннее творчество Митрофана Грекова характеризует глубокая правдивость в изображении суровых будней, что делает его преемником демократических традиций искусства Василия Верещагина.

В 1923 году художник завершает картину «В отряд к Буденному», имевшую успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова. По выжженной знойными лучами южного солнца степи медленно движется всадник. Он уже немолод и, судя по всему, очень устал. Куда он держит свой путь? Не все здесь раскрывается сразу. Но вот наш взгляд останавливается на папахе всадника. Она у него в руках. На ходу, не останавливая коня, он пришивает к папахе лоскуток красной материи. Это уже многое объясняет: путь всадника – в Красную конницу Буденного. Не вдруг созрело у него такое решение. Но жизнь его убедила. Решение принято, и теперь уже не может быть поворота к прошлому. Казалось бы, перед нами сугубо частный, и, в общем-то, ничем не примечательный эпизод. Однако за частным художник видит нечто большее. За поступком одного казака, который стал героем картины, разгадан путь к революции очень и очень многих. Это глубокий и умный рассказ о времени, событиях и людях суровой и сложной поры.

"В отряд к Буденному". М.Б. Греков

«В отряд к Буденному». М.Б. Греков

Повседневная фронтовая действительность того времени составляет содержание большинства его холстов. Он великолепно передает динамику боя. Это бросается в глаза каждому, кто хоть немного знаком с тактическими особенностями боевых операций времен Гражданской войны и с творчеством Грекова – («Тачанка», «Взятие Новочеркасска», «Кавалерийская атака» и др.)

Мчится по бескрайней степи пулеметная тачанка. За ней – вторая. А там, в облаке густой пыли, третья. Намертво приросли бойцы к пулемету. Один из них приподнялся с сиденья, выбросил вперед руки. Лихим свистом подгоняет он и без того разгоряченных боем коней. А кони словно бы уже и не чувствуют под собой земли. Такими их увидел Митрофан Греков и изобразил на знаменитом своем холсте «Тачанка», которая стала своеобразным символом Гражданской войны.

"Тачанка". М.Б. Греков

«Тачанка». М.Б. Греков

Живописи Грекова больше свойственны общие планы. Именно это помогало ему в композиционно-пластической передаче динамики боя. Однако прием «общих планов» не стал доминирующим и тем более единственным в его творческой палитре. Не в меньшей степени художника волновало и психологическое раскрытие внутреннего мира человека, оказавшегося в суровых условиях боевой обстановки. Его картины «Корниловцы», «Враги», «В отряд к Буденному», «Трубачи Первой Конной армии» и другие отличаются тончайшим психологизмом. Позже в «Конармейской тачанке» Греков не забывает о передаче характеров и внутреннего состояния лихих пулеметчиков.

В события, изображенные на батальных холстах, художник очень часто подключал пейзаж. И хотя пейзаж решался им в скудной колористической гамме, он чудодейственно оживал на его холстах, активно действуя, создавая нужное художнику настроение. Как великолепно передана пыль, клубящаяся из-под колес тачанки, и копыт разгоряченных боем коней («Тачанка», «Конармейская тачанка»), бескрайняя, с зеленым отливом степь («В отряд к Буденному»), выжженная палящими лучами солнца, иссохшая и побуревшая степная дорога («Донская степь», «Волы», «Трубачи Первой Конной армии»).

«Конармейская тачанка». М.Б. Греков

«Конармейская тачанка». М.Б. Греков

Заветной мечтой Грекова было создание диорам и панорам. В 1929 году он завершает работу над первой советской диорамой, посвященной освобождению Ростова частями Первой Конной армии. Но мечты о создании панорам не оставляли художника все эти годы. В 1934 году он отправляется в Крым для сбора материала к задуманной им панораме «Перекоп». Однако внезапная смерть оборвала жизнь этого замечательного художника-воина. Он и умер, как солдат, в походе, возглавляя экспедицию.

Митрофан Греков

Митрофан Греков

Если говорить о грековских традициях, которые легли в основу военно-патриотического изобразительного искусства, то, прежде всего, следует отметить, что Греков был убежденным и последовательным реалистом в искусстве батальной живописи. Одним из неизменных условий создания правдивых, подлинно реалистических произведений о войне и воинском подвиге Греков считал доскональное знание обстоятельств, сопутствующих событиям, которым художник посвящает свои произведения. Можно сослаться и на собственное признание художника. Оно сводилось к тому, что большинство его батальных холстов создано «по живым, непосредственным впечатлениям сегодняшнего дня».

Вершиной творчества этого замечательного художника стала знаменитая картина «Трубачи Первой Конной армии», созданная им незадолго до его смерти. Здесь все окрашено в радостные, мажорные тона. И звонкий, солнечный колорит холста в целом, с большим светло-лазурным небом, нежно-зеленой весенней травкой, отливающей золотом купающихся в ней солнечных лучей, и празднично сверкающие на солнце огромные, отлично начищенные медные трубы, и яркое полотнище красного знамени, победно развевающееся над конным строем бойцов, – все это как бы сливается в единый цветовой аккорд, звучный, торжественный, победный.

«Трубачи Первой Конной армии». М.Б. Греков

«Трубачи Первой Конной армии». М.Б. Греков

Традиции героизма, завещанные Грековым, живы и сейчас. Их продолжали и развивали многие художники в период Великой Отечественной войны, когда искусство вдохновляло наш народ на подвиги, помогало выстоять и победить. Эти традиции продолжают художники-баталисты Военной студии, созданной в Москве в 1935 году и названной его именем. В ее стенах созданы тысячи произведений, посвященных ратному подвигу. Здесь получили путевку в большую жизнь монументальные диорамы «Альпийский поход Суворова», «Штурм Перекопа», «Форсирование Днепра», «Штурм Сапун-горы» и другие.

Художникам-грековцам принадлежит заслуга в создании панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». За достижения в области советского батального искусства 18 художников удостоены Золотых и Серебряных медалей имени М.Б.Грекова, среди них один из создателей панорамы в Волгограде Заслуженный художник РСФСР Георгий Марченко.

Много замечательных памятников поставлено художникам на нашей земле. Но можно ли придумать памятник лучше, чем тот, каким стало для Грекова живое продолжение дела его жизни в творческой эстафете художников-баталистов. «Грековцы» – так гордо называют себя все поколения художников, кого судьба связала с этим уникальным армейским коллективом.

Людмила Глухенькая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *