
Не актриса — стихия. Ее можно смотреть бесконечно, как шторм на море. Она величественна, даже когда играет уморительное. Даже эпизодической роли ухитряется сообщить глубину вечности и масштаб Вселенной. Ее кубанские корни уходят куда-то в античность. Она восхищает и пугает, как любое мощное природное явление. Актриса гениальная, другой такой нету.
Если взять ее выговор, в котором смешались сразу все южные российские речения, — ну что тут актерского? Коня на скаку остановит — это точно. Ее купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» похожа на тряпичную бабу для чайника, которую распирает желание, и она утробно клокочет от перегрева. Ее управдом Плющ в «Бриллиантовой руке» непробиваема, как крепость, и если соображает, то слышен скрип шарниров. При этом все фундаментально и масштабно, как сама Россия. Но есть и Ульяна Громова, ее дебют в «Молодой гвардии». Красавица-казачка, немногословная, с гордой статью, с глубокими трагическими глазами. Символ военного поколения — такую можно убить, но победить нельзя. Это тоже Россия. Как и Мария в «Родне», Вавилова в «Комиссаре», Матрена в «Трясине», героини «Простой истории» и «Чужой родни». Везде быт она претворяет в бытие, а судьбу отдельную — в общую. В судьбу земли, народа и воли.

Когда режиссер Денис Евстигнеев задумал в истории захвативших самолет «семи Симеонов» («Мама») показать не меньше чем Россию, то в роли матери, которая своей любовью всех объединяет, согревает, казнит и милует, ранит и врачует, видел только Мордюкову. Ее никогда не звали играть «заграничное». Она вся — от нашей земли, такая же просторная и непредсказуемая. Не умеет мельтешить — играет крупными мазками. И видно, что с партнером по экрану у нее не игра, а поединок. И с режиссером — тоже. Эту актрису нельзя укротить, можно только понять ее законы, чтобы использовать в мирных целях.
«Гений недоступен, и по плечу ему только души людей» — так написала она… о Майкле Джексоне, восхищенная его самоотдачей, публичным сгоранием на сцене и в жизни. Нет антиподов более очевидных, чем она с Джексоном, — во всем, кроме неумения разделять актерство и жизнь.



— «Чужая родня», реж. Михаил Швейцер (1955). После роли Ульяны Громовой в «Молодой гвардии» роль Стеши, оказавшейся не ко двору в семье любимого (Николай Рыбников), закрепила за красавицей Мордюковой славу одной из самых перспективных молодых актрис нашего кино.Остра на ум и на язык, сметлива и всегда готова поставить в тупик. Одно слово — Мордюкова!
— «Простая история», реж. Юрий Егоров (1960). Роль колхозной активистки Саши Потаповой была написана специально для Мордюковой. Хозяйственная, деятельная, напористая, она избрана председателем колхоза. Уверенная, что любимая работа и есть счастье, она не предполагает, что всю ее жизнь круто развернет некстати нахлынувшая любовь. Снимались также Михаил Ульянов, Василий Шукшин, Ирина Мурзаева, Олег Анофриев.

— «Женитьба Бальзаминова», реж. Константин Воинов (1964). И фильм — абсолютный шедевр, и работа в нем Мордюковой в роли купчихи Белотеловой. Невероятно смешная комедия нравов Александра Островского с участием Георгия Вицина, Лидии Смирновой, Людмилы Шагаловой, Ролана Быкова, Людмилы Гурченко, Екатерины Савиновой, Жанны Прохоренко — звездный фильм!
— «Комиссар», реж. Александр Аскольдов (1967). Запрещенный в СССР фильм, пролежавший на полке 20 лет. Актриса в роли «мужика в юбке» — комиссара Красной армии несгибаемой Вавиловой. Нежданная беременность приводит ее в ужас, и она находит приют и убежище в большой многодетной семье бедного еврея (незабываемая роль Ролана Быкова).

— «Трясина», реж. Григорий Чухрай (1977). Великая Отечественная война. У Матрены погибли на фронте муж и старший сын, и теперь она пытается спасти от армии младшего, укрыв его на чердаке. Слух о дезертире пополз по селу… Картина была признана «порочащей» память о погибших и надолго положена на полку.
Нонна Викторовна Мордюкова умерла 6 июля 2008 года в Москве. Отпевание актрисы произошло 9 июля 2008 года в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни. Похоронена в тот же день на Кунцевском кладбище рядом с могилой сына Владимира Тихонова.