Нормандия-Неман.

Советско-французское соглашение о формировании на территории СССР авиационной эскадрильи было подписано 25 ноября 1942 года. В апреле следующего года в составе 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта начала боевой путь французская добровольческая эскадрилья «Нормандия-Неман».

Секретный документ был подписан заместителем командующего ВВС РККА генерал-лейтенантом авиации Федором Фалалеевым и главой Военной миссии Сражающейся Франции бригадным генералом Эрнестом Пети. Стороны договорились об отправке в СССР французской истребительной эскадрильи для совместных действий с ВВС Красной Армии против общего врага.

При этом советское командование снабжает авиационное подразделение всеми необходимыми материальными средствами, а также в случае необходимости предоставляет дополнительный персонал, для того чтобы обеспечить «максимум успеха в боевой работе».

материалы о летной подготовке в Советском Союзе и боевой работе летчиков-истребителей

Финансовое обеспечение истребительной эскадрильи «Нормандия» в течение всего времени пребывания в рядах ВВС Красной Армии будет производится на основе следующих принципов: «Издержки, понесенные Советским правительством, рассматривается как аванс, подлежащий возмещению Правительством Франции после окончания военных действий или сразу же после того, как будет создано правительство, официально представляющее французский народ».

Эскадрилья действовала на советско-германском фронте против фашистcкой Германии в 1943-1945 годах. Первоначально в нее входило 14 летчиков и 58 авиационных техников. Первым ее командиром был известный французский пилот Жан Луи Тюлян, еще до прибытия в СССР сбивший 6 самолетов противника, но погибший в бою летом 1943 года.

В июле 1943 года на базе французской эскадрильи «Нормандия» был сформирован 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия», состоявший из четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан». За доблестное участие в освобождении Белоруссии получил наименование «Неманский» — так родилось двойное имя «Нормандия-Неман».

Полк участвовал в сражении на Курской дуге, освобождении Орла, Брянска, и других территорий. Зимой 1945 года летчики приняли участие в напряженных боях за Кенигсберг. За период пребывания на советско-германском фронте полк «Нормандия-Неман» совершил более 5 тысяч вылетов, провел свыше 800 боев. Французские летчики сбили около 300 фашистских самолетов, уничтожили значительное количество боевой техники противника.

За совершенные подвиги советское правительство наградило полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское — Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских летчика, четверо из них стали Героями Советского Союза.

В июне 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг и взял курс на Париж. Один из самолетов Як-3, на которых воевали летчики «Нормандии», в настоящее время хранится в Национальном Музее Авиации в Ле Бурже.

В Москве памятник летчикам эскадрильи «Нормандия-Неман» был открыт 10 октября 2007 года в столичном Лефортовском парке. Несколько человек из эскадрильи были похоронены на расположенном в Лефортово Введенском кладбище, в 1950 году их останки были перевезены во Францию, а в Москве осталась могила неизвестного французского летчика.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *