
Разработка проекта первой очереди метрополитена в г. Горьком началась в октябре 1973 г. проектировщиками московского института Метрогипротранс. Девятикилометровая трасса должна была пройти от Московского вокзала до Комсомольской проходной автозавода. Главным инженером проекта был В.А. Рыжов.
В целях выполнения программы социально-экономического развития страны ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение о начале строительства в г. Горьком участка первой очереди метрополитена протяженностью 9,6 км от Московского железнодорожного вокзала до автомобильного завода. В феврале 1974 г. Горьковский горисполком утвердил названия восьми станций первой очереди метрополитена: «Московской», «Чкаловской», «Ленинской», «Заречной», «Двигатель революции», «Пролетарской», «Северной» (в настоящее время станция «Автозаводская»), «Комсомольской».
Были проведены инженерно-геологические работы и определено местоположение строительных площадок, проведена большая работа по перекладке существующих коммуникаций, связанная с подготовкой к строительству метрополитена. Работу по оформлению станций возглавлял архитектор С.А. Тимофеев из института Горьковгражданпроект.
17 декабря 1977 г. была забита первая свая в основание станции Ленинская. Началось строительство Горьковского метрополитена. Была развернута широкая организаторская и массово-политическая работа по ускорению проектирования и строительства Горьковского метрополитена. На объектах метрополитена проводились комсомольско-молодежные субботники, городские комсомольские организации брали шефство над строительством объектов Горьковского метрополитена.
К 1979 г. было построено 5 км тоннелей, закончено возведение основных конструкций станций «Ленинская» и «Заречная», а к 1982 г. было построено 8,7 км тоннелей, уложено 3,5 км постоянных путей, начались отделочные работы на станциях «Ленинская» и «Заречная», подготовлены к отделке станции «Двигатель революции» и «Чкаловская».
В апреле 1984 г. был утвержден пусковой комплекс. В него вошли шесть станций с тоннелями, метродепо и инженерный корпус. В сентябре образовано управление Горьковского метрополитена. Начальником управления назначен Б.М. Завгородний. Начался набор будущих эксплуатационников. В сентябре 1985 г. из Москвы в Горький прибыли первые три электропоезда для работы в метро. В октябре были забиты первые сваи в основание станции Кировская. Выполнен пропуск пробного поезда по тоннелям и станциям.
Всего 20 ноября 1985 г. открылись шесть станций метро: Пролетарская, Двигатель Революции, Заречная, Ленинская, Чкаловская и Московская. В этот день в газете «Горьковский рабочий» была опубликована статья «Первый метрополитен Поволжья»: «Сегодня в нашем городе начали курсировать подземные экспрессы. Первый пусковой участок имеет протяженность около восьми километров и обеспечивает скоростную связь между крупным пассажирообразующим узлом — Московским вокзалом и тремя индустриальными районами города — Канавинским, Ленинским и Автозаводским. При строительстве Горьковского метрополитена была успешно внедрена прогрессивная конструкция перегонных тоннелей из пресс-бетона с помощью усовершенствованных проходческих щитовых комплексов ТЩБ-7». Сегодня Нижегородский метрополитен состоит из двух линий — Автозаводской и Сормовско-Мещерской. На них расположены 15 станций. Ежедневно им пользуются порядка 115 тысяч человек
Источник >>>