Выдающийся кинорежиссер. Сценарист. Актер. Поэт. Драматург. Продюсер. Телеведущий. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии России и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Являлся президентом Российской академии кинематографических искусств.


Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Самара. До рождения сына его родители, Александр Семенович Рязанов и Софья Михайловна Шустеран работали в советском торговом представительстве в Тегеране и поэтому дали сыну восточное имя. Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного городского управления.

Мальчик с детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла Великая Отечественная война, и ответа не дождался.

Волею случая Рязанов стал студентом первого курса Всероссийского Государственного Института Кинематографии, мастерская Григория Козинцева. К тому времени Козинцев являлся уже всемирно знаменитым режиссером, создателем таких фильмов, как «Шинель», «С.В.Д.», «Новый Вавилон», «Одна». Среди его педагогов был и знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн, который отмечал талант Рязанова.

Народный артист РСФСР кинорежиссер Эльдар Рязанов за рабочим столом на даче. Виталий Савельев / РИА Новости

В 1950 году Эльдар Рязанов с отличием окончил ВГИК. Дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лентой «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей и невестой Зоей Фоминой.

На протяжении последующих пяти лет работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Также сделал киноочерки «Дорога имени Октября», «На первенство мира по шахматам», «Твои книжки», «Недалеко от Краснодара», «Остров Сахалин». Последняя лента особенно близка сахалинскому зрителю.

Здесь, в 1954 году, Рязанов снял свой первый документальный фильм, удостоенный высшей награды Каннского кинофестиваля. Для этого, на Сахалин приехала киногруппа Центральной студии документальных фильмов. Съемками руководил молодой, тогда еще начинающий режиссер Эльдар Рязанов. Киногруппа находилась на острове около десяти месяцев. Пять операторов почти одновременно снимали в разных уголках острова, от мыса Погиби до Анивского залива, сюжеты об оленеводах, геологах, рыбаках, угольщиках, лесниках и просто о его природе.

Съемочной группе приходилось путешествовать по Сахалину на оленьих упряжках, лошадях, самолетах, автомобилях. Итогом работы стала часовая лента, случай для документального кино беспрецедентный. Премьера прошла в 1955 году. Тогда тысячи юношей и девушек захотели своими глазами увидеть далекий и загадочный остров. Приехали и остались здесь навсегда.

В киноленте «Остров Сахалин» даже есть песня на стихи Рязанова. Затем фильм представлял советское документальное кино на Каннском кинофестивале. Режиссер не раз признавался, что этот фильм во многом определил его творческую судьбу: после него молодой режиссер получил приглашение на «Мосфильм» и стал работать в игровом кино.

В 1955 году Рязанов стал режиссером киностудии «Мосфильм» и вместе с Сергеем Гуровым поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей, бюрократа Огурцова, а молодые актеры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвездами.

В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса», героическую комедию «Гусарская баллада», бытовую комедию «Дайте жалобную книгу», эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России». Каждый из последующих фильмов Эльдара Александровича становился событием в отечественном кино. 

В 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон», по одноименному рассказу Ильи Ильфа и Евгения Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьезно» и «Человек ниоткуда», который в прокате почти не шел из-за цензурного запрета.

В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Эльдару Александровичу снова оказал Иван Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшей кандидатурой на роль Михаила Кутузова является Игорь Ильинский, что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует ее.

Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.

В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Эльдара Александровича: сценарист Эмиль Брагинский; композитор Андрей Петров; оператор Владимир Нахабцев; актеры: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев,Валентина Талызина, позднее также Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих.

Начиная с середины 1960-х свои лучшие картины Рязанов создавал в сотрудничестве со сценаристом Эмилем Брагинским. Вместе написали сценарий и к первому в карьере режиссера телевизионному фильму, двухсерийной комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», которая с тех пор является  символом празднования Нового года.

Но после выхода очередного комедийного «суперхита» «Служебный роман» режиссер постепенно отходит от жанра лирической комедии, расширяя рамки своих творческих интересов. Так появились сатирическая лента «Гараж», драма «Жестокий романс» по мотивам «Бесприданницы» Островского и получивший бурную полемику в прессе. В 1991 году выходит трагикомедия «Небеса обетованные», отразившая распад общества. Этот фильм получил пять премий «Ника» и признан лучшей отечественной картиной года.

Одной из лучших картин Рязанова считается фильм «Берегись автомобиля». Несмотря на то, что фильм основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нем точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Вокзал для двоих».

В канун своего 80-летия мастер рассказывал:

«Если человек не способен посмеяться над собой, он не имеет права шутить над другими. Желание видеть жизнь в смешном свете – это свойство характера. Оно действительно нечасто встречается. И я очень рад, что им наделён. Я вообще считаю, что юмор – отмычка, которая открывает все двери. С моей точки зрения, самый высокий жанр – трагикомедия, где сочетается смешное и печальное. У зрителя ещё не просохли слёзы, а он уже гомерически хохочет…

В советское время все говорили от имени народа, не имея на это никакого права. Народ – субстанция очень сложная, неоднородная, много всяких подвидов, подгрупп, противоречивых частиц. Сейчас нас как нацию объединяет только одно – язык. Больше ничего. Развелось огромное число фашистов, националистов, проституток, киллеров.

Количество невежд, которое выросло за последние 15 лет, неисчислимо. Эти люди ничего не читали, не видели и упоены тем, что ничего не знают. Они и не хотят знать! А ведь невежество – страшный грех. Раньше книги воровали. И это был единственный вид воровства, который я не осуждал. Я возил литературу из-за границы, рискуя стать невыездным…

Хватало и одобрения, и ругани. Меня втаптывали в грязь, по мне ездили бульдозерами. А когда иду по улице, то каждый второй прохожий благодарит, что я сделал замечательные фильмы. Так что у меня в жизни было всё. «И будешь твёрд в удаче и в несчастье, которым, в сущности, цена одна». Это Киплинг. Поражения – очень полезное дело. Они способствуют размышлению, осознанию ошибок, неправильно выбранной тропинки»

«Аргументы и факты»,14-20 ноября 2007 года

С 1980 по 1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Дал «путевку в жизнь» многим молодым актерам. Являлся соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес, опубликовал ряд книг, вел телепередачу «Кинопанорама».

В 2002 году Эльдар Александрович стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». Через три года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого режиссера, как своеобразный центр отечественной комедии. В трех залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.

Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, среди его учеников: режиссеры Юрий Мамин, Иван Дыховичный, Евгений Цымбал, Исаак Фридберг. Входил в основанный в 1990 году Союз кинематографистов России. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.

В начале августа 2015 года Эльдар Рязанов перенес инфаркт, вызванный отеком легкого и 6 октября 2015 года режиссер госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы №1 имени Пирогова. Через месяц режиссер повторно госпитализирован.

Эльдар Александрович Рязанов скончался 30 ноября 2015 года в возрасте 88 лет от острой сердечной недостаточности. Прощание с режиссером прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов. Похоронен великий режиссер на Новодевичьем кладбище Москвы.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *