«О славной красе Ленинграда
Мы новую песню поем
Подземных дворцов колоннады
Встают в озаренье цветном.
Летят поезда под землею,
Прохладой лицо обдают.
Спасибо, герои –
Бойцы Метростроя,
За ваш замечательный,
Доблестный труд»


15 ноября 1955 года был торжественно открыт Ленинградский метрополитен:

«С пуском первой очереди метрополитена Ленинград получил самый быстрый и удобный вид городского транспорта, которому предстоит широкое развитие Новая магистраль протянулась на расстояние около 11 километров от площади Восстания до Автово, связала между собой пять районов города – Смольнинский, Куйбышевский, Фрунзенскими, Ленинский, Кировский, соединила четыре вокзала – Московский, Витебский, Варшавский и Балтийский» («Вечерний Ленинград», 15 ноября 1955 года)

Все проекты подземных путей или открытых линий метрополитена в дореволюционной России , несмотря на загруженность города, отклонялись городским начальством. И только при советской власти в 1938 году всерьез взялись за дело обеспечения Ленинграда важнейшим транспортным ресурсом. Однако Великая Отечественная война внесла свои страшные коррективы. В начале августа 1941 года все работы по прокладке линии метрополитена были остановлены, работники и инженеры пополнили армию, в частности, инженерные части, заслонившие город от врага. Шахты, во избегании обрушения, пришлось затопить.

Однако уже в 1945 году строительные работы были возобновлены, и 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию вышеупомянутой линии. Оформление самих станций было сделано в стиле, который любят называть «сталинским ампиром». Автор сейчас не будет оспаривать эту дефиницию, но позволит себе отметить, что это – один из его любимейших архитектурных стилей. Как и построенный в 1930-х гг. Московский метрополитен, так и станции «Красной линии» Ленинградского метрополитена первой очереди являются настоящими «дворцами для всех».

Труд метростроителей был по достоинству оценён высшим руководством страны, указом Президиума Верховного совета СССР от 16 ноября 1955 года были награждены:
218 человек – орденом Ленина;
313 – медалью «За трудовую доблесть»;
383 – медалью «За трудовое отличие»

Автора всегда восхищало оформление станции «Балтийская», которая, казалось бы, уступает в пышности таким станциям как «Нарвская», «Автово» или «Площадь Восстания». Однако у нее свой шарм и свое неповторимое величие.

Так как станция расположена у Балтийского вокзала (павильон примыкает к зданию вокзала слева), то название и тематика отражают «балтийскую тему». Серая мраморная облицовка самой станции напоминает о серых балтийских водах, а потолок, оформленный в белых и голубых тонах, вызывает в памяти образ летнего балтийского неба. Также потолок мастера сделали ребристым, что напоминает о парусах.

Но особенное внимание привлекает «флорентийская мозаика» мастеров Рублева И.Г. и Рублева Г.И. (сына и отца), которая называется «1917 год». На нем изображены герои Октябрьской революции: матросы, солдаты, рабочие, а также символ революции – легендарный крейсер «Аврора».

Любопытно, что по первоначальному проекту среди восставших должен был быть изображен Сталин, но, задолго до ХХ съезда, его потребовали «убрать» из композиции. Чуть позже снесли и памятник Сталину, который располагался на площади прямо перед Балтийским вокзалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *