Государственная комиссия СССР, 12 ноября 1960 года подписала приемный акт о завершении государственных испытаний первой субмарины проекта 658 с баллистическими ракетами Р-13. Подводная лодка К-19 в этот день вошла в состав ВМФ, став главной ударной силой Северного флота СССР. По замыслам советского руководства ей пророчилось сыграть роль решающего аргумента в «холодном» противостоянии России и США. Первым командиром субмарины назначен Николай Владимирович Затеев.
Подводная лодка К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами. Являлась первой АПЛ Советского Союза оснащенной баллистическими ракетами. За многочисленные аварии лодка имела неофициальное прозвище «Хиросима». Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв. Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб. История аварии в 1961 году на советском атомном подводном ракетоносце легла в основу американского художественного фильма «К-19: Оставляющая вдов».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-19
Основные характеристики:
Тип корабля — ПЛАРБ 1 поколения
Обозначение проекта — проект 658, 658М, 658С
Разработчик проекта — ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор — С.Н. Ковалев
Кодификация НАТО — «Hotel-I», после модернизации в 1968 — «Hotel-II»
Скорость (надводная) — 18 узлов
Скорость (подводная) — 26 узлов
Рабочая глубина погружения — 240 м
Предельная глубина погружения — 300 м
Автономность плавания — 50 суток, 15 тыс. миль надводным ходом, 30 тыс. миль под водой
Экипаж — 104 человека
Размеры:
Водоизмещение надводное — 4030 т
Водоизмещение подводное — 5300 т