Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма.
Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления. В настоящее время распространена версия, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва считается покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали партизаны.
Правдоподобность версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику.
В середине 1990-х годов её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе – директора Исследовательского центра Восточной Европы Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки.
Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений А. Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий К. Розенфельдера, офицера вермахта Ф. Хейера, имевшего сан евангелического священника, а также обергруппенфюрера СС Ф. Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.
Признания министра вооружений Альберта Шпеера, а также процесс взрыва Успенского собора 3 ноября 1941 г.. Кадры специальной кинохроники немцев