2 ноября 1938 года — Звание Героя СССР было присвоено первыми женщинам удостоенным этой высокой награды

отadmin

Ноя 2, 2022

2 ноября 1938 года звание Героя СССР было присвоено Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой. Они стали первыми женщинами, удостоенными этой высокой награды.

Многим сейчас трудно понять, кем были для советских людей двадцатых и тридцатых годов выдающиеся труженики, ученые, моряки, лётчики и полярники. Сказать, что они были в глазах советских людей героями, значит, ничего не сказать. Их авторитет, великая любовь к ним сотен тысяч, и, наверное, миллионов советских граждан – это те недосягаемые планки, которые многим знаменитостям-«временщикам» наших дней и не снились.

Например, лётчики и лётчицы, о которых мы будем сегодня говорить: в чём секрет их всенародной славы? Разгадка здесь кроется не только в том, что достижения лётчиков – это часто подвиг на пределах человеческих возможностей, на грани жизни и смерти. Нет, их ценили не как каких-нибудь современных «экстремалов». В их подвигах проходил передний край фронта борьбы за улучшение жизни человека, в конечном счёте за ещё одну победу «царства свободы» над «царством необходимости», как в свое время писал Фридрих Энгельс.

Сегодня лётчики-полярники открывают новые земли и маршруты, завтра по ним пройдут караваны судов, будет освоен край и все его великие природные богатства, которые насытят советскую промышленность. Сегодня лётчик ставит рекорд по дальности полёта, завтра тысячи пассажиров и перевозчиков самых разных грузов сэкономят драгоценное время.

24 сентября 1938 года в восемь часов двенадцать минут из Москвы на Дальний Восток вылетел двухмоторный самолет «Родина». В экипаж самолета входили две летчицы Валентина Степановна Гризодубова и Полина Осипенко, и штурман Марина Раскова. Им была поставлена задача совершить беспересадочный перелёт, то есть работать в воздухе непрерывно более суток!

Полёт проходил в сложнейших погодных условиях. На протяжении почти всего маршрута до Новосибирска была густая облачность. Затем начался процесс обледенения машины. «Болтанка» заставила поднять самолет с шести с половиной тысяч метров до семи с половиной тысяч. Лётчицам пришлось надеть кислородные маски. В те времена, система герметичной защиты экипажа от холода была крайне простой и ненадежной. В кабине царил мороз и даже в утепленных костюмах, летчицы замерзли.

Под Красноярском из-за мороза в кабине отказала радиостанция самолета. Летчицы не могли связаться с землей. Их не могли направить вдоль Транссибирской магистрали, видимость была нулевая, поэтому экипаж принял решение лететь строго на Восток. Лишь над Охотским морем облака рассеялись, и лётчицы сориентировались. Курс был взят на юг к аэродрому в Комсомольске-на-Амуре.

Но до него самолет не долетел несколько сот километров. Закончилось горючее. Экипаж принял решение садиться прямо в тайге, причём с убранным шасси. Раскова заранее выпрыгнула с парашютом, так как при посадке «на брюхо» могла пострадать застеклённая кабина, в которой она размещалась.

25 сентября самолет успешно приземлился на болото в районе верхнего течения реки Амгунь. Только 3 октября самолёт и экипаж был обнаружен одной из спасательных экспедиций.

В итоге самолёт «Родина» пролетел без посадок около шести с половиной тысяч километров и провёл в воздухе двадцать шесть часов двадцать девять минут. Был установлен мировой рекорд дальности полета для женщин.

Как мы сказали выше, вскоре лётчицам присвоили звание Герой Советского Союза. Кроме этого, их наградили орденами Ленина. Дальнейшая судьба женщин сложилась по-разному, однако никто из них не оставил любимое дело.

В Великую Отечественную войну Валентина Гризодубова командовала авиаполком и лично совершила более двухсот боевых вылетов. После Победы работала заместителем начальника и начальником по лётной части НИИ-17 и в других Научно-исследовательских институтах, которые занимались разработкой новых типов самолётов и авиаприборов. Лично испытывала некоторые модели самолётов, некоторые из них пошли в серию.

Полина Осипенко трагически погибла в 1939 году во время учебного полёта. Вместе с ней погиб прославленный авиатор Герой Советского Союза Анатолий Серов.

Марина Раскова с началом войны бомбардировала все инстанции, вплоть до самого И.В.Сталина. Просила отправить на фронт и сформировать женский авиаполк. Подразделение, созданное во многом благодаря Раскиной останется в истории, как знаменитые «Ночные ведьмы». В январе 1943 года она погибнет в авиакатастрофе.

Глеб Таргонский

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER