В 1898 г. спущен на воду первый в мире линейный ледокол «Ермак», построенный по замыслу вице-адмирала С.О. Макарова при активном участии ученого Дмитрия Менделеева и министра финансов Сергея Витте.
29 октября 1898 года в России спущен на воду первый в мире ледокол «Ермак», способный форсировать тяжелые льды двухметровой толщины.
Идею создания мощного ледокола для освоения Арктики «К Северному полюсу — напролом», изложил в докладной записке в Морское министерство известный русский мореплаватель и ученый вице — адмирал Степан Осипович Макаров.
Горячим сторонником постройки ледокола стал Дмитрий Иванович Менделеев.
Выдающийся химик впоследствии вместе с адмиралом участвовал в разработке чертежей. Ключевой фигурой в проекте стал министр финансов царской России Витте.
Первый в мире арктический ледокол, названный в честь покорителя Сибири Ермака, обошелся Российской империи в крупную сумму — 1,5 миллиона рублей.
Строительство ледокола было проведено в Англии на верфи Ньюкасла. Чтобы быть уверенным в надежности своего «детища» в условиях Заполярья Макаров изготовил цинковую модель корабля в масштабе 1:48 с точно такими же водонепроницаемыми отделениями в днище. В опытных условиях, заполняя водой один — два отсека, Макаров убедился, в правильности расчетов. Когда при первом испытательном плавании в Арктику ледокол «Ермак» получил серьезную пробоину, адмирал был уверен, что корабль не потеряет плавучесть и ходовые качества.
В 1899 году ледокол «Ермак» участвовал в спасении броненосца «Генерал — адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд. Тогда же впервые в мире было применено изобретение русского ученого Александра Попова — радиотелеграф. Благодаря связи судовой радиостанции со станцией в селении Котка на берегу Финского залива была спасена группа унесённых на льдине рыбаков.
Первенец судов своего класса, «Ермак» рубил лед так же, как современные ледоколы: взбирался на ледовое поле и своим весом ломал его. Преодолевать особенно толстый лед кораблю помогала дифферентная система (предназначена для освобождения ледокола от заклинивания и придания необходимой посадки). Две цистерны: носовая и кормовая, соединялись трубой. Когда ледокол застревал, в носовую цистерну из кормовой на высокой скорости перекачивалась вода — это помогало резать лед.
Адмирал Макаров надеялся достичь на «Ермаке» Северного полюса, но пределом для ледокола стали 81 градус 28 минут северной широты. Судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики.
«Ермак», маломощный по сравнению с современными ледоколами, прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировые. После войны служил на Крайнем Севере. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем, ледокол «Ермак» был награждён орденом Ленина, за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути. Только лишь в1963 году его списали. На базе первого в мире арктического ледокола собирались сделать памятник-музей, но отстоять, прославленный ледокол не удалось. Его пустили на переплавку.
Команда «Ермака» сумела сохранить многие артефакты одного из самых грандиозных судов своего времени.
В Мурманске установлен памятник ледоколу, выстроенный вокруг его подлинного трехтонного якоря. В Санкт-Петербурге в Музее Арктики и Антарктики хранится штурвал корабля, а в московском Музее Морского флота — многие предметы из кают-компании.
В 1974 году по заказу СССР в Финляндии был построен дизельный ледокол, головное судно серии из трёх ледоколов. Назван в честь легендарного ледокола «Ермак» 1898 года.
Источник: https://vk.com/@kavestore-pervyi-v-mire-arkticheskii-ledokol-ermak