Момент истины сержанта Максименко

отadmin

Окт 24, 2022
Момент истины сержанта Максименко
Подвижной контрольно-пропускной пункт из бронеавтомобиля БА-10. Белоруссия. 1944 год.

Материал взят из сайте Тактик Медиа

Все, кто смотрел фильм «В августе 44-го», снятый по книге Владимира Богомолова «Момент истины», помнят ключевой момент, когда главный герой, капитан Алёхин в исполнении Евгения Миронова, «прокачивает» вражеских агентов:

Удостоверение личности… Конфигурация… Фактура обложки… Наименование… Шрифт… Звездочка… Реквизит содержания… Особые знаки… удостоверительные… Шрифты текста… Звездочка… Серия… Номер… Фотокарточка… Голова… нос… губы… подбородок… соответствуют… Печать гербовая… Оттиски… совмещаются… Подпись командира части… натуральна… Подполковник… Романов… Дата… Чернила… Мастика… Фактура бумаги… плотность… Хорошее у него лицо (хоть он и недоволен), приятное…

Кадр из фильма «В августе 44-го»

Если героями фильма были оперативники контрразведки «СМЕРШ», то герои данного рассказа – пограничники 87-го погранполка, осуществлявших охрану тыла действующей армии.

В зоне ответственности полка находились:

1-й стрелковый батальон — ж/д Кричев –Павловичи, Кричев –Веремейки, автомагистраль на участке Кричев-Чериков, армейская дорога Кричев-Дорогая-Петуховка

2-й стрелковый батальон — ж/д Павловичи- Ходосы, район м. Молятички

3-й стрелковый батальон — автомагистраль Чериков-Пропойск, Пропойск- Грязивец и стык с 33-м стрелковым полком.

Момент истины сержанта Максименко

Схема зоны ответственности 87-го пограничного полка НКВД

Апрельским днем 1944 года на контрольно-пропускном пункте 87-го погранполка, расположенном в 10 километрах юго-западнее г. Кричев по магистрали Москва-Брест, для проверки документов была остановлена шедшая в тыл машина, в кузове которой было 15 военнослужащих.

Момент истины сержанта Максименко

Проверка документов на подвижном контрольно-пропускном пункте из бронеавтомобиля БА-10. Белоруссия. 1944 год.

Старший наряда, младший сержант Степан Максименко, проверяя документы, обратил внимание на двух неизвестных лиц в форме младшего лейтенанта и старшего сержанта, имеющих командировочное предписание, выданное штабом армии без литерного обозначения.

Согласно предписанию, проверяемым следовало прибыть в 31-й запасной стрелковый полк Красной Армии с командой 60 человек, где они должны были сдать ее командиру полка и возвратиться к месту службы. Дата прибытия и убытия запасного полка указана не была.

Зная, что на участке 87-го погранполка никакого 31-го запасного стрелкового полка нет, младший сержант Максименко предложил неизвестным выйти из машины, после чего приступил к более детальной проверке документов.

Документы младшего лейтенанта сразу вызвали подозрение. Хотя он числился командиром огневого взвода артполка стрелковой дивизии, удостоверение личности почему-то было выдано штабом армии, а не штабом части или дивизии. Максименко потребовал у младшего лейтенанта расчетную книжку. Последнее требование видимо застало неизвестного врасплох, и он начал путано рассказывать об утере расчетной книжки.

Неправильно оформленный продовольственный аттестат лейтенанта утвердил младшего сержанта Максименко в мысли, что он имеет дело с агентами врага. Практически сразу у задержанных были изъяты все документы и отобрано оружие, после чего они были направлены под конвоем на заставу пограничного полка войск НКВД.

В процессе допроса, произведённого в штабе 87 погранполка полка, задержанные сознались, что является агентами германской разведки.

В ночь с 8 на 9 апреля 1944 года они были выброшены с самолета Ю-88 в районе Шумовка, в 28 километрах юго-западнее Рославля, и направлялись в Кричев для выполнения шпионского задания. К сожалению, в материалах допроса не указана цель их заброски.

10 апреля 1944 года, не доходя девяти километров до Кричева они сели на попутную автомашину, наполненную людьми, и благополучно проехали три КПП другого полка без проверки документов. На четвертом, удача отвернулась от них, и они были задержаны благодаря бдительности младшего сержанта Максименко.

На допросе задержанные также рассказали, что в течение двух недель они обучались разведшколе в Восточной Пруссии, где преподавалась специальная дисциплина о поведении диверсанта в тылу действующий Красной Армии, сводившаяся в основном к следующему:

а. После приземления с парашютом, агент должен был отойти в сторону на 6-7 километров, чтобы не быть задержанным.

б. При следовании по дороге обязательно двигаться с командами из группы военнослужащих Красной Армии, подчеркивая, что таким путем через КПП пройти легче, так как документы проверяет только у старших групп.

в. Все передвижения стараться совершать на попутных автомашинах с большим количеством пассажиров, это дает гарантию, что можно проехать КПП без документов. Не рекомендовалось проходить КПП пешком.

г. При проверке документов на КПП вести себя смело, документы предъявлять только те, которые требуют, отвечать на вопросы коротко. Отвлечь проверяющего разговорами, не относящимся к проверке документов и торопить проверяющего.

д. Вести себя культурно дисциплинированно, обязательно приветствовать старших по званию, показывать себя  бывалым военнослужащим.

е. В прифронтовой полосе обязательно выполнять все требования установленного режима.

ж. В городах по улицам двигаться вместе с прохожими, в случае подозрения – немедленно скрываться.

Занятия проводили опытные агенты-разведчики, уже не раз побывавшие в советском тылу.

Отобранные у разведчиков фиктивные документы имели следующие приметы:

1. Командировочное предписание не имеет литерного обозначения.

2. Удостоверения личности – обложка тёмно-зелёного цвета, графы заполнены четким прямым почерком, черными чернилами на странице в слове «сего» буква «Г» удлинённая вверх, на третьей странице в слове «присвоенные» буква «О» внизу с разрывом, на пятой странице в пункте 8 слово «или» первая буква «и» выглядит как «Н», на девятой странице в слове «уничтожить» буква «Н» похожа на «а».

3. Вещевая книжка – обложка ярко-синего цвета, на третьей странице в пункте 1 в слове «наименование» искажены три буквы «мен», слове «книжку» буквы «К» большая, на пятой странице, в слове «списание» первая буква «и» имеет право штрих, на седьмой странице в слове буква «Н» похожа на «П». На девятой странице, в пункте 20, в слове «свитер» вместо буквы «в» отпечатано латинская буква V. (здесь и далее выделено автором)

Момент истины сержанта Максименко

.

4. Партийный билет – обложка ярко-красного цвета с еле заметными полосами, шрифт расплывчатый, скрепки из нержавеющей стали, фотокарточка на глянцевой бумаге. 

Момент истины сержанта Максименко

.

5. Временные наградные удостоверения – должность и звания лица, вручавшего награду не указаны, подпись неразборчива.

6. Продовольственный аттестат – оформлены на питание по второй норме. В то время как владельцы служили в 31-м запасном стрелковом полку, где должны питаться по первой норме.

Командование войск НВД немедленно предложило усилить бдительность и «всем офицерским составом, старшинами контрольно-пропускных пунктов провести специальные занятия по особенностям фиктивных документов, которыми снабжаются вражеские агенты и еще раз проверить сборник опознавания поддельных документов».

И бдительность была усилена:

«3 июня 1944 г. служебный наряд КПП 1-й заставы 87-го погранполка под командой старшего сержанта Останина, проверяя документы у военнослужащего в форме старшего лейтенанта, следовавшего на грузовой автомашине, обратил внимание, что удостоверение личности, предъявленное проверяемым, старого образца, пятиконечная звезда на обложке оттиснута неаккуратно, командировочное предписание без штампа и литерного обозначения.

Недостатки, обнаруженные в документах, явились основанием к задержанию этого «военнослужащего». На следствии задержанный разоблачен как агент-парашютист немецкой разведки».

Не был забыт и сержант Максименко. За свою бдительность он был награжден орденом «Красная Звезда». Вот что говорится в наградном документе:

«10 апреля 1944 года будучи старшим служебного наряда задержал двух неизвестных в форме военнослужащих Красной Армии /мл. лейтенанта и ст. сержанта/ вооруженных револьвером и ППШ, с сомнительными документами, которых доставил на заставу. Задержанные неизвестные оказались агентами германской разведки, выброшенные в наш тыл на парашютах со шпионским заданием.

Кроме этого имеет на своем счету за 1944 г. задержанных, а впоследствии разоблаченных: ставленников и пособников — врага — 4 человека, дезертиров Красной Армии – 8 человек.

За проявленную бдительность в распознавании вражеской агентуры и умелое действие при задержании парашютистов противника – ст. сержант Максименко достоин правительственной награды ордена «Красная Звезда».

Момент истины сержанта Максименко

Наградной лист на представление к ордену «Красная Звезда» младшего сержанта Максименко Степана Иосифовича

Источник >>>

Момент истины сержанта Максименко

Момент истины сержанта Максименко

Момент истины сержанта Максименко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *