
Петербургский троллейбус — система троллейбусного движения в Санкт-Петербурге. К началу 1930-х годов в Ленинграде существовала развитая система трамвая. Но в целях улучшения пассажироперевозок нужно было внедрение качественно нового вида транспорта. 29 сентября 1933 года было принято решение пустить в городе троллейбус.
21 октября 1936 года по маршруту «Красная площадь (ныне площадь Александра Невского) — проспект 25 Октября (ныне Невский проспект) — улица Гоголя (ныне Малая Морская улица) — бульвар Профсоюзов (ныне Конногвардейский бульвар) — площадь Труда» прошёл первый ленинградский троллейбус (это был выпущенный на ЯАЗе троллейбус модели ЯТБ-1).
В течение следующих трёх лет было открыто ещё три троллейбусных маршрута. Линия по чётной стороне набережной реки Фонтанки, улице Чайковского, Литейному проспекту и Литейному мосту связала центр города с Финляндским вокзалом. Линия по Лермонтовскому проспекту обеспечила троллейбусную связь с Балтийским вокзалом. Затем была построена протяжённая линия из центра в Московский район — к ещё строящемуся троллейбусному парку № 1.
В 1937 году произошла крупная авария — троллейбус ЛК, пробив ограду, упал в Фонтанку (по некоторым данным, машину занесло на гололёде). Погибли 13 человек. В 1938 году троллейбусы ЛК были сняты со всех маршрутов и списаны.
До 1941 года был открыт ещё один маршрут троллейбуса (№ 5 Сызранская улица — площадь Труда). Также по Старо-Петергофскому проспекту до площади Стачек, а затем до Автово был продлён маршрут № 2. На тот момент количество троллейбусов составляло 133 единицы (126 ЯТБ-1 и 7 ЛК-5), протяжённость маршрутов увеличилась с 5,8 километра в 1936 до 36,6 километра, ежедневный выпуск составлял до 76 машин.
Дальнейшее развитие прервала Великая Отечественная война: 20 ноября 1941 года троллейбусное движение было прекращено, и возобновилось только после снятия блокады Ленинграда, 24 мая 1944 года. Начиная с этого момента троллейбус начал бурно развиваться: сеть частично реорганизовали (линию по набережной Фонтанки решили не восстанавливать), провели сеть по главным магистралям города.
К 1956 году в городе было уже 14 троллейбусных маршрутов. Довольно развитая сеть была в центральной части города, появились троллейбусы также и на Васильевском острове, Петроградской и Выборгской стороне, в Автово и на Охте.
С 1965 года троллейбусы потянулись в новостройки Ленинграда: на север, юго-запад, остров Декабристов, чуть позже — Купчино, ещё позже — Весёлый Посёлок. К 1991 году число маршрутов троллейбуса достигло своего максимального количества — 50, а списочная численность троллейбусов превысила 1400.
В 1982 году, после успешного испытания троллейбусного поезда, состоящего их двух троллейбусов ЗиУ-9, соединённых по системе Владимира Веклича, в Алма-Ате, на Ленинградском заводе по ремонту городского электротранспорта было освоено их производство.

21 октября 1936 года, в Ленинграде было открыто троллейбусное движение:
«Ленинградская правда», 22 октября 1936 года
«У большого нового дома на площади Труда – длиннейшая очередь. Это – желающие в первый раз поехать в троллейбусе. Контролер в красной фуражке охотно дает ответы на непрерывные и многочисленные вопросы.
Пассажиры заполняют изящный, вместительный новенький троллейбус. Все восхищаются комфортабельным оборудованием вагона, его удобными, мягкими сиденьями.
Легко, плавно, без тряски отправляется троллейбус в первый «коммерческий» рейс…
На конечной станции – недоразумение.
– Гражданин, выходите!
– А я обратно поеду.
Но новые пассажиры горячо протестуют и любителем троллейбуса приходится выходить.
– В первый день троллейбусного движения, – говорит директор трамвайно-троллейбусного управления т. Фрушкин, – мы с трудом регулировали поток пассажиров. По приблизительным подсчетам, вчера троллейбусы перевезли в оба конца более 8 тысяч человек»
На начало 1990 года предприятия «Ленгорэлектротранса» успешно эксплуатировали 111 поездов. Экономический эффект от их использования составлял 4962 рубля на один поезд в год, и был самым высоким в СССР. Суммарный экономический эффект от их внедрения в городе на 1990 год составил 2,51 миллиона рублей (лучший результат для троллейбусных поездов ЗиУ-9 и второй для троллейбусных поездов в СССР.
В конце 1980-х годов был разработан план по строительству троллейбусной системы в городе Гатчине с последующим соединением сетей Гатчины и Ленинграда, но в начале 1990-х проект был заморожен. В начале 2000-х годов снова планировалось начать реализацию проекта (на некоторых улицах были установлены опоры контактной сети, была зарезервирована территория под троллейбусное депо). Планировалось закупить 4 б/у троллейбуса Škoda из Чехии. В 2005 году проект был заморожен повторно.
С 2019 года троллейбусная система в Петербурге является крупнейшей в России по количеству действующих маршрутов и длине контактной сети. Была открыта 21 октября 1936 года, активно развивалась до начала 1990-х годов. После распада СССР объёмы движения частично сократились.
По состоянию на май 2019 года действует 46 троллейбусных маршрутов, из которых 7 обслуживаются электробусами с динамической подзарядкой (троллейбусы с УАХ). Списочная численность троллейбусов составляет 678 единиц, которые обслуживаются в 5 троллейбусных парках. Троллейбусное хозяйство города находится под управлением СПб ГУП «Горэлектротранс».
Подробнее: https://peterburg.center/content/otkryto-trolleybusnoe-dvizhenie-v-leningrade.html