
АНТ-1 – одноместный спортивный самолет, который впервые поднялся в небо 21 октября 1923 года. Он был разработан ОКБ им. Туполева. Проект создавал А.Н. Туполев на основе своего опыта в разработке кораблей и аэросаней. АНТ-1 представлял собой свободнонесущий моноплан, имеющий смешанную конструкцию.
Андрей Туполев, будучи студентом Высшего технического училища в 1909 году, познакомился с Н.Е. Жуковским. Туполев, покоренный его идеями, принимает решение посвятить себя развитию отечественной авиации. Особенно его заинтересовала тяжелая авиация (теперь мы говорим «дальняя» или «стратегическая»).

Начиная с декабря 1918 года, по инициативе Н.Е. Жуковского был открыт Центральный аэрогидродинамический институт. Он отличался от других научных институтов, которые специализировались исключительно на теоретических проблемах, тем, что под руководством Н.Е. Жуковского основным направлением считалось эффективное сочетание научных наработок с решением неотложных задач хозяйства. Данный подход определил будущее направление развития авиации в нашей стране. После его смерти коллегию ЦАГИ возглавил С.А. Чаплыгин. А.Н. Туполев стал заведовать авиационным отделом.
Наступило время практической деятельности. И ее нужно было начинать со стратегических решений: выбора схемы аппарата, а также материала для его создания. Конструктор решил не останавливаться на привычной схеме биплана и приступил к изучению схемы свободнонесущего моноплана.
Определиться с выбором материала было куда сложнее. Отечественные самолеты были деревянными, взять хотя бы в пример четырехмоторный самолет «Илья Муромец». Он был создан из импортных пород древесины: спруса, орегонской сосны, гикори. У приверженцев традиционного самолетостроения были весомые доводы: простор при эксплуатации и ремонте, наличие заводов, производящих самолеты по давно отработанной технологии, профессиональные инженерно-технические кадры. Огромные лесные массивы России позволяли надеяться на регулярное снабжение авиационных заводов стройматериалами.

В то время для строительства самолетов из металла не было должных условий: отсутствие заводов, производящих металл, людей, умеющих с ним обращаться, и технологии его применения. Невзирая на это, А.Н. Туполев стал руководителем научно-технической интеллигенции, которая считала, что будущее тяжелой авиации в цельнометаллическом самолетостроении. Делая акцент на недостатки деревянных конструкций, конструкторы указывали на отсутствие единых материалов физических и механических испытаний древесины, полностью удовлетворяющих требованиям авиатехники; небольшую устойчивость к атмосферным явлениям, отсутствие способов исследования модельных кряжей.
Также они выделили достоинства будущих самолетов из металла:
- Металл с практичной однородностью позволит максимально точно производить расчеты.
- При массовом (серийном) производстве положительно отобразится технологичность металла.
- При совершенствовании металлургии и накоплении опыта по использованию металла в конструкции ее масса будет падать и вскоре станет гораздо меньше, чем у деревянной.
Самолет АНТ-1 представляет собой первую русскую конструкцию, где был применен кольчугалюминий. Назначение АНТ-1 – спортивная одноместная авиетка. Схема – свободнонесущий моноплан, имеющий низко расположенное крыло.
Жесткое крыло, неразъемное с нервюрами, состоящими из кольчугалюминия. Деревянные лонжероны коробчатого сечения. Полотняная обшивка.

Двигатель крепится к носовой части фюзеляжа, который имеет прямоугольное сечение. Часть фюзеляжа между кабиной и двигателем обшита кольчугалюминием, остальная – полотном.
Шестицилиндровый двигатель в 35 л.с. Винт деревянный, двухлопастной.
Кабина пилота располагается над крылом. Приборная доска заканчивается козырьком, который защищает от воздушного потока. На приборной доске находятся тахометр, указатель частоты вращения слева внизу, справа внизу кнопка зажигания.
Сектор газа установлен слева на борту. Шасси состоит из двух дисковых колес, которые закреплены на одной оси. Она крепится к фюзеляжу с помощью четырех стоек.
К верхним лонжеронам фюзеляжа крепится стабилизатор. Рули высоты состоят из кольчугалюминия. Полотном обшито горизонтальное оперение.
Руль и киль направления выполнены полностью из кольчугалюминия и обтянуты полотном.
АНТ-1 характеристики:
Модификация | АНТ-1 |
Размах крыла, м | 7.20 |
Длина самолета,м | 5.40 |
Высота самолета,м | 1.70 |
Площадь крыла,м2 | 10.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 229 |
максимальная взлетная | 360 |
Тип двигателя | 1 ПД Анзани |
Мощность, л.с. | 1 х 35 |
Максимальная скорость, км/ч | 125 |
Крейсерская скорость, км/ч | 115 |
Практическая дальность, км | 540 |
Практический потолок, м | 600 |
Экипаж, чел | 1 Подробнее на: https://avia.pro/blog/ant-1 |