
За последний год мы прочли немало западной аналитики об агрессивных планах Российской Федерации по захвату Восточной Европы – в первую очередь почему-то Латвии. Сегодня, когда мы справляем 72-ю годовщину освобождения Риги Красной Армией – стоит поговорить о том, почему никаких «вежливых людей» нынешняя Рига не дождётся.
Освобождение Риги было частью большой Прибалтийской операции, осуществлявшейся силами трёх Прибалтийских фронтов.
В начале войны, в 1941-м, Рига была взята немцами без особых трудностей (в отличие, например, от куда меньшей по размеру Лиепаи, сопротивлявшейся целую неделю). Когда 14 сентября 1944-го советские войска – включая Латышский стрелковый корпус, состоявший из двух гвардейских дивизий, укомплектованных «красными» латышами, – приступили к началу Рижской наступательной операции, они, напротив, столкнулись с ожесточённым сопротивлением.
Подступы к Риге пришлось захватывать с тяжёлыми боями. При этом у обеих сторон обнаружился известный цейтнот. Немцы осознавали, что одновременно с наступлением на Ригу с востока советские войска развивают наступление на юге. Группа армий «Север» уже была отрезана от остальных сил Вермахта в ходе наступления на литовскую Клайпеду, и перед немцами маячила перспектива оказаться в котле (собственно, в итоге остатки «Севера» там и оказались, зажатые в Курляндии советскими войсками, и застряли там до самой капитуляции в мае 45-го).
Советское же командование получало разведывательную информацию и знало, что у немцев подготовлен план максимального разрушения Риги (при отступлении немецкий комендант генерал Руф распорядился обеспечить минирование 5806 объектов – не имеющих никакого военного значения, но игравших важную роль в жизнедеятельности города: электростанцию, хлебопекарни, мясокомбинат, транспортные депо и пр.)
Полностью реализовать план Руфу не удалось. В результате рискованного десанта советских частей через Киш-озеро на северо-восточной окраине Риги фашистам пришлось бежать из латвийской столицы. Времени на тотальный взрыв города уже не осталось, но при отступлении они разрушили всё, что могли и как могли. В частности, туда, куда не успевали уже послать подрывников, посылали просто поджигателей.
Однако было уже поздно. В основном Рига была спасена.