Самолет Ил 14П совершил свое первый полет 1 октября 1950 года, во главе экипажа Владимир Коккинаки.

Самолет Ил 14 — советский ближнемагистральный самолет. Ил 14 разработан в конце 1940-х годов для замены устаревших Ли 2 и Ил 12. Ил 14П — пассажирский вариант на 18 мест. Произведено свыше 3800 машин различных модификаций.

В конце 1946-го по окончании госиспытаний Ил 12 ОКБ Сергея Ильюшина приступило к созданию пассажирского самолета, который мог обеспечить безопасное завершение взлета d в случае отказа одного из двигателей. По аэродинамическим и компоновочным особенностям первый вариант нового самолета Ил 14 повторял самолет Ил 12, отличаясь от него только несколько большими размерами и массой. На Ил 14 хотели установить два поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ 73 с взлетной мощностью по 2400 лошадиных сил.

Однако проект не был реализован, так как выяснилось, что простое увеличение энерговооруженности окончательно не решает проблему продолженного взлета, но сильно усложняет путевую балансировку при отказе двигателя на взлете.

Проблема была решена путем аэродинамических улучшений при незначительном повышении мощности двигателя АШ 82ФН (всего на 50 лошадиных сил). Первый опытный Ил 14 был построен с крылом и оперением Ил 12. На нем тестировалась новая гидросистема, улучшенный механизм закрытия створок шасси, комплексная воздушно-тепловая противообледенительная и отопительная система.

Для второго опытного экземпляра Ил14 получившего обозначение Ил 14П, была спроектирована новая выхлопная и воздушно-тепловая системы, объединённые в единый агрегат; для улучшения управляемости на малых скоростях площадь вертикального оперения Ил 14П была увеличена на 17 %. Также был улучшен обзор из кабины путем увеличения передних и боковых стекол. 1 октября 1950-года экипаж Владимира Коккинаки совершил первый полет с двумя двигателями АШ 82Т.

Владимир Коккинаки провел работу по исследованию взлета Ил14П с одним работающим двигателем и управляемости на критических режимах. Начиная с Ил 14, данные испытания стали обязательными для всех многомоторных советских самолетов.

Госиспытания стали проводить с 2 декабря 1951 года и завершили 30 августа 1952. По результатам было отмечено, что Ил 14 по технике пилотирования и выполнению посадки проще, чем Ил 12.

В августе 1952-го начались эксплуатационные испытания в различных метеоусловиях продолжительностью в два месяца. Ил 14П зарекомендовал себя как надежный, безопасный, простой в управлении и в обслуживании, способный взлетать и садиться на небольших аэродромах с грунтовым покрытием, экономичный самолет. По сравнению с Ил 12, максимальная скорость Ил 14П увеличилась на 30 километров в час. По результатам эксплуатационных испытаний самолета было сделано заключение о том, что Ил 14П с двумя двигателями АШ 82Т пригоден для использования на линиях ГВФ.

22 ноября 1952-го Ил 14П поступил на контрольные испытания в ГК НИИ ВВС, по окончании которых (30 декабря) был рекомендован к запуску в серийное производство.

1 апреля 1953 года Совмин СССР принял постановление о запуске Ил 14П в серийное производство на авиазаводе № 84 в Ташкенте. Производство самолета было запланировано к осени 1953 года. Позднее документация для серийного производства ИЛ 14П была передана в ЧССР, где они выпускались под обозначением АВИА 14, а также в ГДР.

Регулярные перевозки пассажиров на Ил 14П начали с 30 ноября 1954 года. В 1955 году во время визитов советской правительственной делегации в Индию, Бирму и Афганистан десять Ил 14П пролетели в общей сложности по 22 500 километров. Ил 14П в середине 1950-х годов стал основным магистральным самолетом Аэрофлота. Ил 14П и Ил 14М до начала 1960-х были основными типами советских пассажирских самолетов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях. После внедрения на авиалиниях СССР турбовинтовых пассажирских самолетов Ан 24, Ил 14 стали использоваться на местных воздушных линиях. Пассажировместимость на Ил 14П постепенно повышалась от 24 до 32 мест, Ил 14М — от 28 до 36 мест.

В 1970-х продолжалась эксплуатация самолетов семейства Ил 14 на местных воздушных линиях в ряде регионов СССР (особенно на Крайнем Севере и в Сибири). В 1980-х начался постепенный вывод из состава Аэрофлота самолетов типа Ил 14, однако они еще применялись для служебных транспортных перевозок в военной и экспериментальной авиации, а отдельных регионах еще даже возили пассажиров. Массовое списание остававшихся в строю Ил 14 было проведено в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Из регулярной пассажирской эксплуатации АФЛ Ил 14 был официально снят в 1989-м, отработав на регулярных линиях 45 лет.

Столь долгий срок службы самолетов этого типа объясняется отсутствием самолетов аналогичного класса с поршневыми двигателями, а также последующих моделей, которые смогли бы его заменить, как это было в свое время с Ил 12, который Ил 14 и заменил. Одномоторный Ан 2 был более легким типом с меньшей грузоподъемностью и количеством мест для пассажиров, да и менее комфортабельным, а турбовинтовой Ан 24 более сложным в обслуживании.

Ил 14 долгое время служил военным и гражданским специалистам в том числе и на Севере, а из-за своих характеристик, неприхотливости и надежности в работе был незаменим в Арктике. Поэтому назначенный ресурс самолёта постоянно продлевался.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *