29 сентября 1983 года — состоялся первый полёт опытного транспортного самолёта Ан-74 (бортовой номер «СССР-780334», серийный номер 003), машину пилотировал экипаж летчиков-испытателей С.А. Горбика и В.А. Шляхового.
В 1982 году в ОКБ О.К. Антонова начали работу над специализированной версией Ан-72 для использования в Арктике и Антарктике. Модифицированный самолёт получил обозначение Ан-72А («Арктический»). Через год название проекта официально изменили на Ан-74.

Как и его предшественник, Ан-74 был высокопланом с Т-образным хвостовым оперением. 2 × двигателя Д-36 с тягой 63,7 кН установлены над крылом для увеличения подъёмной силы за счёт эффекта Коанда. От Ан-72 отличался более мощной вспомогательной силовой установкой, баками большего объёма, противообледенительной системой крыла и т.д. Брал на борт до 5000 кг груза. Крейсерская скорость — 700 км/ч, дальность полёта — 4150 км.
После успешного прохождения испытаний Ан-74 был запущен в серийное производство. Выпустили 81 самолёт (последний — в 2013 году). Более 50 из них сегодня находятся в эксплуатации в России, Украине, Египте, Иране и т.д.
