На фото: ИЛ-14 .
18 сентября 1962 года, произошла катастрофа пассажирского самолета Ил-14 Магаданской отдельной авиагруппы Гражданской авиации (ОАГ ГА) близ аэропорта Нижние Кресты (ныне Черский).
Авиакатастрофы и авиационный происшествия всегда порождали разнообразные слухи, кривотолки и домыслы. Особенно в советское время, когда такие ЧП прятались под гриф «совершенно секретно». На территории Магаданской области в советские годы шло интенсивное освоение бескрайних суровых территорий и существовал напряженный авиатраффик. Естественно, что такая работа авиаторов не обходилась без происшествий. Однако, только в наше время стали доступны архивы авиапроисшествий. Мы смогли прочитать документальные отчеты об авиакатастрофах в Магаданской области и узнать подробности и имена погибших экипажей.
Итак, исторические факты:
Катастрофа Ил-14 Магаданской ОАГ ГА близ а/п Нижние Кресты (ныне Черский, Якутия)
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 сентября 1962 г.
Время: 06:32 (мск)
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, 46 км юго-юго-восточнее а/п Нижние Кресты
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-61628
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданская ОАГ ГА, 185 ао
Рейс: 213
Рейс из Магадана был начат 14 сентября 1962 года. Из-за плохой погоды на маршруте экипаж остался на ночевку в Берелёхе и произвел взлет в 00:10 мск 15 сентября. Совершив посадку в Зырянке, экипаж и пассажиры (в т.ч. трое детей) оставались там до 17 сентября, поскольку аэропорт Нижние Кресты не принимал. Наконец разрешение на вылет было получено. В 03:50 мск 18 сентября экипаж произвел посадку в а/п Нижние Кресты. В ожидании открытия а/п Билибино экипаж провел два с половиной часа и после его открытия произвел взлет в 06:20. Самолет был выпущен обходным маршрутом по долине реки Малый Анюй по ПВП на высоте 600 м (под облаками). Прогноз погоды по маршруту: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, 600 м, слабый снег, видимость 4-10 км, слабое обледенение. Фактическая погода в Билибино: облачность 10 баллов, 700 м, видимость 10-20 км. После взлета с МК-305° экипаж левым разворотом с набором высоты вышел в район третьего разворота. Далее вместо следования по обходному маршруту, КВС вышел в районе горного массива Белая Стрелка на линию Нижние Кресты – Билибино – прямой маршрут для полетов на заданных эшелонах. Следуя на недопустимо малой высоте, самолет вошел в облачность и на высоте около 800 м с МК=180° на удалении 46 км юго-юго-восточнее а/п Нижние Кресты в 06:32 столкнулся с горой высотой 975 м. Первое столкновение с крутым заснеженным склоном произошло плашмя. Самолет продвинулся вверх по склону, полностью разрушился и частично сгорел.
Сведения о пострадавших:
Экипаж — 5
Пассажиры — 27
Всего погибших — 32
Выводы комиссии, расследовавшей авиапроисшествие:
1) Нарушение КВС правил полетов: самовольное изменение маршрута и вход в облачность без соблюдения безопасной высоты в горной местности.
2) Руководитель полетов – полное отсутствие контроля за полетом с помощью радиотехнических средств.
Сопутствующие факторы: плохой контроль со стороны руководства 185 ОАО за работой экипажей, неудовлетворительное состояние организации и руководства полетами в а/п Ниж. Кресты, низкое качество метеообеспечения в а/п Ниж. Кресты – экипажу вручили бланк с исправленными временем действия прогноза и высоты облачности, не сделав при этом никакой оговорки.
Сведения об экипаже:
командир Гикало Виктор Андреевич
второй пилот Юдаев Юрий Иванович
бортмеханик Дорошко Анатолий Максимович
бортрадист Боровский Анатолий Иосифович
штурман Иншаков Григорий Данилович