Волжская ГЭС (ранее Сталинградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) — гидроэлектростанция на реке Волге в Волгоградской области, расположенная между городами Волгоградом и Волжским. Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, в 1960—1963 годах была крупнейшей ГЭС в мире. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его нижней ступенью. Волжская ГЭС играет важную роль в обеспечении надёжности работы Единой энергосистемы России, а также обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, орошение засушливых земель.

Возможность сооружения Волжской ГЭС (первоначально в створе в районе Камышина) рассматривалось с начала 1930-х годов в рамках плана «Большая Волга», предусматривавшего зарегулирование Волги каскадом гидроузлов. Строительство станции было начато в 1950 году и было объявлено одной из «Великих строек коммунизма». Первоначально строительные работы велись под контролем МВД СССР с использованием труда заключённых, с 1953 года и до завершения строительства в 1962 году станция возводилась силами вольнонаёмного персонала.

Строительство Волжской ГЭС и связанных с ней линий электропередачи сыграло решающую роль в объединении энергосистем Центра, Поволжья и Юга, с линий электропередачи Волжской и Жигулёвской ГЭС началось формирование Единой энергосистемы России. Станция стала основой нового территориально-производственного комплекса, большая часть предприятий которого располагается в городе Волжском, выросшем из посёлка гидростроителей ГЭС. Одновременно возведение станции и Волжско-Камского каскада в целом привело к ряду неблагоприятных социальных и экологических последствий — затоплению земель и переселению людей, перекрытию нерестовых путей ценных пород рыб, изменению водного режима Волго-Ахтубинской поймы.

Собственником Волжской ГЭС (за исключением судоходного шлюза, а также автодорожного и железнодорожного переходов) является ПАО «РусГидро».

История строительства
Проектирование
В июне 1931 года при секторе капитальных работ Госплана СССР было организовано постоянное совещание по проблеме Большой Волги, в которое входили представители большого количества организаций. Задачей совещания стала проработка проектов создания на Волге каскада комплексных (в первую очередь транспортно-энергетических) гидроузлов. В период с 1931 по 1936 год разрабатывалось множество различных вариантов преобразования Волги, с этой целью проводились сотни заседаний и совещаний. В схеме «Большой Волги» постоянно менялось и количество входящих в неё гидроузлов и их параметры, только до 1934 года на экспертизу Госплана поступило 14 различных проектов. Уже в ранних проработках схемы (как минимум, с октября 1931 года) в качестве нижней ступени каскада рассматривалась гидроэлектростанция в районе г. Камышин, причем в отличие от других гидроузлов каскада её важной функцией, помимо энергетической и транспортной, являлась орошение засушливых земель. К 1932 году главный инженер «Волгостроя» А. В. Чаплыгин представил проект каскада ГЭС на Волге из шести станций: Угличской, Ярославской, Балахнинской, Чебоксарской, Самарской и Камышинской, который получил поддержку. 25 февраля 1932 года решением Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) были начаты изыскания в районе Камышинского гидроузла, а 22 мая 1932 года было выпущено постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О борьбе с засухой и орошении Заволжья», санкционирующее строительство Камышинской гидроэлектростанции:

В целях уничтожения засухи в районах Заволжья и организации в Заволжье устойчивой пшеничной базы с валовым производством в 300 млн пуд. пшеницы на поливных землях, Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) постановляют:

1. Признать необходимым сооружение гидростанции в районе Камышина с отметкой не свыше 23-24 метра, обеспечивающей орошение машинным способом посевной площади в 4,3 млн га в Заволжье (Средняя Волга с захватом районов примерно Кинель-Самарка на севере и Нижняя Волга до параллели Камышина — на юге).
2. Мощность гидростанции определить в 1,8-2 млн киловатт.
3. Для выработки проекта и проведения необходимых изыскательных работ создать при НКЗ Союза изыскательно-проектировочную организацию «Нижне-Волго-проект» во главе с академиком И. Г. Александровым.
4. Для выполнения всех работ по строительству гидростанции, насосных станций, оросительной сети и системы водохранилищ поручить Наркомзему СССР совместно с Наркомтяжпромом СССР представить проект организации специального строительного управления.
5. При выработке проекта обязательно учесть интересы водного транспорта.
6. Срок окончания строительства Камышинского узла, насосных станций и оросительной сети — 1937 год.

Немедленно были развернуты проектные работы, в том же году в Москве было организовано центральное управление Нижневолгопроекта с отделением в Ленинграде и конторами по изысканиям в Камышине, Саратове и Самаре. В 1933 году под редакцией И. Г. Александрова вышла книга «Ирригация Заволжья. Проект орошения 4 млн га и реконструкции Нижней Волги на базе Камышинской плотины и ГЭС», включавшая в себя, помимо описания гидротехнических сооружений, план мелиоративной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Были проведены активные геологические изыскания, к выбору створа (из трёх возможных вариантов) были привлечены итальянские специалисты. В 1934 году проект Камышинского гидроузла был представлен Александровым на государственную экспертизу. Тем не менее, решение о начале строительных работ принято не было, и в 1936 году работы по Камышинской ГЭС были свёрнуты по причине необходимости концентрации ресурсов на строительстве более эффективного и приоритетного Куйбышевского гидроузла.

К вопросу строительства гидроэлектростанции на Нижней Волге вернулись после окончания Великой Отечественной войны. Проектирование станции Постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1949 года «О проектно-изыскательских работах по Сталинградской гидроэлектростанции на р. Волге» было поручено Гидропроекту Главгидростроя МВД СССР, который в конце 1940-х годов отказался от створа в Камышине в пользу строительства двух ГЭС в районе Балаково (будущая Саратовская ГЭС) и Сталинграда, что позволяло уменьшить площади затопления. 6 августа 1950 года на основании разработанной Гидропроектом схемы использования нижнего течения Волги было принято постановление Совета Министров СССР о сооружении Сталинградской ГЭС мощностью 1700 МВт с отметкой НПУ водохранилища 30 м и выработкой около 10 млрд кВт.ч электроэнергии. Гидропроектом были проведены большие объёмы проектно-изыскательских работ, в частности у Мамаева кургана в Сталинграде была построена модель гидроэлектростанции в масштабе 1:150, на которой отрабатывались компоновка основных сооружений, особенности перекрытия реки, варианты гашения энергии сбрасываемой воды в нижнем бьефе и т. п.

При проектировании Сталинградской ГЭС (главный инженер проекта — А. В. Михайлов) широко использовался опыт проектирования и строительства Куйбышевской ГЭС, многие элементы сооружений и оборудования обеих станций идентичны или конструктивно близки. Проектное задание Сталинградской ГЭС было представлено на экспертизу в мае 1951 года и утверждено 3 мая 1952 года со следующими параметрами: мощность станции 1785 МВт (17 гидроагрегатов), выработка электроэнергии 10 млрд кВт.ч. Технический проект станции был утверждён 21 сентября 1956 года при мощности 2310 МВт (22 гидроагрегата), в дальнейшем была выявлена возможность увеличения мощности гидроагрегатов с 105 до 115 МВт, что позволило увеличить мощность станции до 2563 МВт. В ходе строительства станции её проект существенно видоизменялся — было введено отдельное сороудерживающее сооружение, полуоткрытый машинный зал заменён на закрытый, добавлены рыбоподъёмник и Межшлюзовая ГЭС. В результате объявленного Н. С. Хрущёвым курса на ликвидацию «архитектурных излишеств» из проекта станции убрали башни, шпили, скульптуры и другие элементы декора. Всего в проектировании и строительстве Волжской ГЭС участвовали 11 научно-исследовательских институтов и около 100 проектных организаций, учебных заведений и заводских конструкторских бюро. Академия наук СССР неоднократно проводила на стройплощадке станции заседания по конкретным вопросам гидротехнического строительства. В рамках создания Сталинградского гидроузла также проектировался крупный самотечный магистральный канал для обводнения северной части Прикаспийской низменности, который должен был протянуться от Волгоградского водохранилища до реки Урал; от его строительства отказались в 1953 году, после смерти Сталина.

Строительство
Строительство Сталинградской ГЭС было возложено на МВД СССР, по первоначальным планам начать её возведение планировалось в 1951 году и вывести ГЭС на полную мощность в 1956 году. Для сооружения станции министерством была организована строительная организация «Сталинградгидрострой», а для обеспечения её рабочей силой 17 августа 1950 года был образован Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь (Ахтублаг, ИТЛ Сталинградгидростроя). Руководство Сталинградгидростроем и Ахтублагом было возложено на Ф. Г. Логинова, до этого руководившего восстановлением Днепрогэса. Подготовительные работы по строительству Сталинградской ГЭС были начаты в 1950 году, за этот год было освоено капиталовложений на сумму 16,7 миллиона рублей, выполнено 290 тыс. м³ земляных работ (в том числе 240 тыс. м³ дноуглубительных работ на реке Ахтубе), велось строительство жилья, складов, дорог и других объектов инфраструктуры. По состоянию на 1 января 1951 года на строительстве Сталинградской ГЭС работало 6084 человека, в том числе 4969 заключённых и 1115 вольнонаёмных. Строительство станции потребовало проведения масштабных работ по разминированию территории, поскольку в годы войны недалеко от стройплощадки велись тяжёлые бои.

В 1951 году возведение станции вошло в перечень «Великих строек коммунизма». Было начато строительство каменных домов в посёлке гидростроителей, впоследствии превратившемся в город Волжский. По инициативе Ф. Г. Логинова было решено отказаться от сооружения в посёлке временного жилья, что противоречило тогдашней практике гидроэнергетического строительства. Продолжалось возведение объектов инфраструктуры. К концу года количество заключённых в Ахтублаге достигло 13664 человек. В 1952 году начались земляные работы на основных сооружениях станции, причём строительство перемычек котлована и разработка самого котлована производилась земснарядами. Последний грунт из котлована был вынут в августе 1953 года, всего при сооружении котлована здания ГЭС и водосливной плотины было перемещено 7 млн м³ грунта.

Численность заключённых Ахтублага достигла максимума 1 января 1953 года — 26 044 человека. После смерти И. В. Сталина было принято решение о резком сокращении использования труда заключённых на строительстве, была проведена широкомасштабная амнистия, коснувшаяся миллиона заключённых (из их общего числа в 2,5 млн). В мае 1953 года Ахтублаг был ликвидирован, а строительство Сталинградской ГЭС было выведено из зоны ответственности МВД СССР, «Сталинградгидрострой» был передан Главгидрострою Министерства электростанций и электропромышленности СССР. Таким образом, заключённые принимали участие в возведении Волжской ГЭС только на начальном этапе строительства, при этом уже в 1952 году около половины численности строителей составляли вольнонаёмные.

Уход со строительства заключённых, которых не удалось быстро заместить вольнонаёмным персоналом, привёл к заметному снижению темпов строительства. Ситуацию усугубил перевод Ф. Г. Логинова в ноябре 1954 года на должность министра строительства электростанций СССР, при этом сменивший его Ю. И. Гаевский не смог в должной мере организовать работу. В результате численность строителей не только не возрастала, но и снижалась — если в 1953 году на стройке в среднем работало 21 628 человек вольнонаёмных строителей, то в 1954 году — 21 178 человек, в 1955 году — 19 090 человек. Из событий этого периода стоит отметить укладку первого бетона в здание ГЭС 5 сентября 1954 года, а также начало укладки бетона в водосливную плотину в октябре 1955 года.

В 1956 году руководителем «Сталинградгидростроя» стал Герой Социалистического Труда А. П. Александров, ранее начальник управления правого берега на строительстве Куйбышевской ГЭС и начальник строительства Цимлянской ГЭС. Новый руководитель сумел в короткие сроки увеличить численность строителей и темпы стройки — если в 1956 году на строительстве станции работали 23 668 человек, то в 1957 году — 29 815 человек, а в 1958 году — 37 992 человека (максимальное количество за весь период строительства). В 1956 году были начаты монтажные работы на судоходных шлюзах, а в апреле 1957 года — монтаж первого гидроагрегата. Река Волга была перекрыта 31 октября 1958 года, пуск первого гидроагрегата (со станционным № 5) состоялся 15 декабря 1958 года (он оказался неудачным — сгорел подпятник генератора, гидроагрегат был повторно пущен 22 декабря 1958 года, и именно эта дата считается датой пуска станции), до конца года были введены в эксплуатацию ещё два гидроагрегата. В 1959 году ввели в эксплуатацию ещё 9 гидроагрегатов. В 1960 году было завершено строительство сооружений напорного фронта, водохранилище заполнено до проектной отметки и введены в работу ещё 9 гидроагрегатов. При мощности 2415 МВт станция на некоторое время стала крупнейшей ГЭС в мире.

В 1961 году был введён в эксплуатацию рыбоподъёмник, Сталинградская ГЭС была переименована в Волжскую ГЭС им. XXII съезда КПСС и 9 сентября 1961 года была принята государственной комиссией. В апреле 1962 года Совмин СССР рассмотрел выводы правительственной комиссии и утвердил акт приёмки Волжской ГЭС в промышленную эксплуатацию. На полную мощность 2541 МВт Волжская ГЭС вышла 30 ноября 1962 года, после ввода в эксплуатацию экспериментального гидроагрегата № 1.

В ходе строительства Волжской ГЭС было произведено 145,2 млн м³ земляных работ, уложено 3,9 млн м³ каменной наброски, дренажей и фильтров, 5,47 млн м³ бетона и железобетона, смонтировано 79,3 тыс. т металлоконструкций и механизмов. Фактическая стоимость строительства станции составила 836,4 млн рублей в ценах 1961 года, причём была достигнута экономия 48,3 млн рублей от сметной стоимости. В ходе строительства станции был реализован целый ряд нестандартных технических решений. Впервые в стране были разработаны и применены вибрационные машины, гидровибробурение скважин, крупноблочные керамзитобетонные конструкции, поточный метод монтажа гидроагрегатов, позволявший собирать несколько машин одновременно. Машинный зал станции был полностью выполнен из сборного железобетона. Уровень механизации строительных работ составлял 97-100 %. Для транспортировки строительных материалов через Волгу была построена уникальная канатная дорога. Сама Волжская ГЭС стала полигоном для отработки новых технологий, таких как водяное охлаждение генератора (на экспериментальном гидроагрегате № 1), выдача мощности по линиям электропередачи напряжением 400 кВ (позднее 500 кВ) переменного тока, а также по ЛЭП постоянного тока «Волгоград — Донбасс».

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.