8 сентября 1914 года — Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

отadmin

Сен 8, 2022
8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

Автор: Илья Полонский

Когда Петр Нестеров стал летчиком, авиация только-только начинала свой славный путь. Многие прославленные пилоты приходили в авиацию из самых разных сфер деятельности, но чаще всего — из других родов войск. Так, Петр Нестеров был выходцем из артиллерии. Военная карьера для Нестерова была вполне естественным и едва ли не единственным возможным жизненным сценарием. Потомственный военный, он родился в Нижнем Новгороде, в семье русского офицера Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890), служившего воспитателем в кадетском корпусе. У Николая Нестерова и его супруги Маргариты Викторовны было четверо детей. Однако, Николай Нестеров рано умер. Из-за резкого ухудшения материального положения семьи мать с четырьмя детьми перебралась во Вдовий дом — специальное учреждение для призрения вдов офицеров и классных чинов военного и гражданских ведомств. Вполне вероятно, что именно ранняя смерть отца также оказала влияние на выбор жизненного пути Петром Николаевичем Нестеровым.

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

В 1897 году, в возрасте десяти лет, мальчик поступил в Нижегородский кадетский корпус имени Аракчеева, где в свое время преподавал его отец. За семь лет учебы он показал себя одним из лучших выпускников и в 1904 году, после окончания корпуса, в числе шестерых отличников был направлен в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге — одно из лучших военно-учебных заведений Российской империи. Там очень обстоятельно изучались не только военные науки, но и математика и инженерные дисциплины. Выпускники училища становились специалистами высокого класса и распределялись по артиллерийским частям российской армии. Юный Петр Нестеров и в училище был одним из лучших. В 1906 году, в возрасте 19 лет, он успешно окончил курс училища, выдержал выпускные экзамены и получил воинское звание подпоручика. После этого Нестерова распределили для дальнейшего прохождения службы в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, дислоцировавшуюся на восточной окраине Российской империи. Казалось бы, один из лучших выпускников училища мог бы продолжать службу в Европейской части России. Но причины перевода на Дальний Восток лежали в плоскости личной. Петр Нестеров женился, а служба на Дальнем Востоке освобождала офицера от необходимости внесения «реверса» в размере пяти тысяч рублей. У Нестерова, отец которого к тому времени давно умер, таких денег не было.

Еще во время службы на Дальнем Востоке Нестеров заинтересовался воздухоплаванием и даже разработал правила корректировки артиллерийского огня с аэростата. Началось это увлечение с того, что молодой артиллерийский офицер обратил внимание на аэростат, который состоял при Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Нестеров сразу сообразил, что аэростат можно использовать для корректировки артиллерийского огня с воздуха, после чего смог добиться у командования временного прикомандирования к наблюдательной станции при воздухоплавательном парке. Так Нестеров стал наблюдателем — корректировщиком и смог подниматься в воздух. Правда, торжество офицера длилось недолго — воздухоплавательная рота была расформирована. Петр Нестеров вновь заступил на службу в артиллерийской бригаде. На Дальнем Востоке Петр Нестеров нес службу до 1909 года. В 1910 году он по состоянию здоровья был переведен на один год в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Там состоялось его знакомство с Артемием Кацаном. Этот человек, изобретатель и пилот, сконструировал и построил планер. Нестерова очень заинтересовали эксперименты Кацана. Как вспоминал впоследствии сам летчик, он также задался целью соорудить летательный аппарат, который зависел бы от пилота, а не от внешней среды.

Лётчик Нестеров. Сто тридцать лет создателю «мёртвой петли»

— Петр Нестеров с женой и дочерью

В июле—августе 1911 года молодой офицер отправился в отпуск в родной Нижний Новгород, где произошла следующая встреча, определившая его дальнейшую судьбу. Петр Петрович Соколов был одним из учеников и последователей известнейшего русского ученого Николая Егоровича Жуковского. На Нестерова, с детства увлекавшегося техникой, а во время службы соприкоснувшегося с аэростатами и на Кавказе познакомившегося с планером, эта встреча произвела большое впечатление. Молодой офицер вступил в Нижегородское общество воздухоплавания. В сарае, принадлежавшем семье Петра Соколова, молодые люди построили планер, который решили испытать в поле. Планер запустили с помощью лошади. Когда лошадь разбежалась, планер вместе с Нестеровым поднялся на два — три метра в воздух. В принципе, это был первый полет Нестерова как летчика. Вместе с Петром Соколовым и механиком Г.М. Нелидовым, Нестеров приступил к разработке второго самолета, проект которого был готов к 31 августа (13 сентября) 1911 года.

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

— Нестеров и Нелюдов

Уже в начале осени 1911 года Нестеров окончательно решил связать свою дальнейшую судьбу только с воздухоплаванием и в октябре был принят на учебу в Офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге — старейшее военно-учебное заведение, готовившее специалистов по воздухоплаванию. 28 сентября (11 октября) 1912 года Нестеров получил квалификацию пилота-авиатора, а 5 октября был аттестован как военный летчик. Кстати, во время учебы в школе, 18 августа 1912 года, молодой офицер совершил тринадцатичасовой перелет на аэростате, пролетев 750 верст на высоте 3400 метров. Для воздухоплавания того времени это был очень неплохой результат.

Поручика Нестерова распределили в авиационный отряд, который формировался при 7-й воздухоплавательной роте. В июне 1913 г. он был переведен в 3-ю воздухоплавательную роту, при которой также был сформирован авиационный отряд. Несмотря на небольшой стаж в качестве пилота, Нестеров вскоре был назначен командиром отряда. Сыграли свою роль и неординарность самого офицера, его личные качества, и общая нехватка в то время способных авиаторов. Петр Нестеров не просто был способным пилотом, но и сам занимался конструкторскими разработками, а кроме того большое внимание уделял изучению техники пилотирования. Он вошел в историю как основоположник высшего пилотажа — и это не случайно. Как известно, именно Нестеров впервые в мире совершил знаменитую «мертвую петлю», называемую также «петлей Нестерова».

Это произошло 27 августа 1913 года в Киеве, на Сырецком поле, где размещался военный аэродром. На самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» поручик Петр Нестеров впервые выполнил полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости, которая навсегда вошла в историю военной авиации. Известно, что идея совершить «мертвую петлю» у Петра Нестерова родилась задолго до полета на Сырецком поле. Летчик долго изучал возможность совершения такой фигуры, производил расчеты. Незадолго до полета он узнал, что подобную петлю готовится совершить и знаменитый французский летчик Адольф Пегу. Здесь уже взыграло самолюбие героя нашей статьи.8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

Петр Нестеров очень хотел, чтобы первым в истории мировой авиации петлю совершил русский летчик. И он, отбросив все теоретические расчеты, решился на полет. Как оказалось, Нестеров был прав — всего спустя шесть дней после знаменитого полета Адольф Пегу также совершил петлю. Что интересно, в мировой прессе тогда получила огласку именно петля Пегу. Лишь затем, когда Адольф Пегу прибыл в Россию, он лично встретился с Петром Нестеровым и признал его первенство в совершении опасного маневра.

Через несколько дней после полета, 31 августа 1913 года, Петр Нестеров получил очередное воинское звание — штабс-капитан. Будучи превосходным летчиком, он не забывал и о своих теоретических разработках. Так, Петр Нестеров предложил военному ведомству проект самолета без вертикального оперения. Хотя первоначально чиновники ведомства не заинтересовались проектом, Нестеров продолжал работать над своей машиной. Когда в 1913 году проект летчика все же получил согласование, но без финансирования, Нестеров продолжил разработки. Он модернизировал самолет «Ньюпор-4», сделав более коротким фюзеляж, убрав вертикальное оперение и увеличив размах рулей высоты. В этом Нестерову помогал старший механик его авиационного отряда унтер-офицер Г.М. Нелидов. Вместе с ним Нестеров и совершил несколько пробных полетов на модернизированном самолете. Однако, во время полетов были выявлены определенные недостатки. Еще одной интересной разработкой Петра Нестерова была конструкция семицилиндрового двигателя. Наконец, незадолго до начала Первой мировой войны Нестеров занялся конструированием одноместного скоростного самолета. В авиационном отряде, командиром которого был назначен Нестеров, ввели обучение полетам с глубокими виражами, а также посадке с отключенным двигателем.

Кто знает, каковы были бы результаты дальнейшей деятельности Петра Нестерова как авиаконструктора и испытателя, не начнись Первая мировая война. Сразу же после начала боевых действий авиационный отряд, в котором служил Нестеров, был направлен на Юго-Западный фронт, где участвовал в боях за Львов. Помимо традиционной для авиации того времени воздушной разведки, Петр Нестеров одним из первых осуществил бомбардировку противника артиллерийскими снарядами. Бомбил русский летчик расположение австро-венгерских войск, что заставило командование австро-венгерского соединения даже пообещать солидную премию солдату или офицеру, способному сбить русский аэроплан штабс-капитана Нестерова. Однако, отважный пилот продолжал совершать вылеты. Всего Нестеров успел совершить 28 вылетов — практически за месяц. Для авиации того времени — очень солидное количество.

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

— Петр Нестеров в 1914 году

8 сентября (26 августа) 1914 года в районе города Жолквы Петр Нестеров вновь находился в воздухе. В это время самолет «Альбатрос», в котором находились австро-венгерские летчики пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, осуществлял воздушную разведку, наблюдая за передвижением русских войск. Нестеров, находившийся в расположении своей части в палатке, заметил, что австрийский самолет следует на высоте, делающей его неуязвимым для выстрелов с земли. По словам очевидцев, он сразу же выскочил из палатки и побежал к самолету. Нестеров так спешил, что даже не стал привязывать себя ремнями к сиденью. Ему не терпелось проверить на практике свою давнюю идею — сбить аэроплан противника, пойдя на таран и ударив колесами собственного самолета по поддерживающим поверхностям машины противника.

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

Он принял решение сбить самолет противника и пошел ему наперерез. В то время самолеты еще были лишены вооружения, поэтому летчики прибегали к тарану как наиболее действенному способу сбить вражеский самолет. Так решил действовать и Нестеров. Он попытался ударить самолет Малины и фон Розенталя шасси своего самолета по краю несущей плоскости. Но удар пришелся в середину австрийского самолета. Это было трагической ошибкой Нестерова. Колеса его аэроплана попали под верхнюю плоскость, винт и мотор ударили по ней сверху. Мотор оторвался от самолета и упал. Судя по всему, сам Петр Нестеров погиб, ударившись виском о ветровое стекло самолета — когда его машина неуправляемо планировала. Но таран все же настиг цель — «Альбатрос» австрийцев потерял управление и стал падать. Летчики Малина и фон Розенталь погибли. Так ценой своей жизни Петр Нестеров совершил подвиг, сбив вражеский самолет. Разумеется, жертвовать собой ради уничтожения австрийцев молодой штабс-капитан не собирался — его гибель стала трагической случайностью, следствием ошибки, совершенной во время тарана.

Тело штабс-капитана Нестерова доставили в штаб соединения. Отслужили панихиду, проститься с бесстрашным летчиком собрались не только непосредственные сослуживцы, но и все высшие чины штаба, включая командующего генерала от инфантерии Николая Рузского. На следующий день сам генерал проводил гроб с телом летчика на вокзал г. Жолквы, откуда покойника отправили в Россию.

О поступке штабс-капитана Нестерова сообщили русские газеты. Его имя вновь прозвучало на всю страну — на этот раз, как бесстрашного героя. Уже в том же 1914 году монумент памяти Петра Нестерова соорудили на месте его гибели — в Жолкве. В советское время в Жолкве Львовской области Украины был создан мемориал и музей авиатора, который в 1990-е годы был заброшен, как и многие другие памятники, посвященные памяти русских и советских военных героев.

Трагическая судьба ждала и младшего брата Петра Нестерова Михаила Николаевича, также ставшего летчиком. Он погиб в том же 1914 году — при испытании нового аэроплана. Старшему брату Николаю удалось прожить большую жизнь — после революции он вступил в РККА, в сталинское время дослужился до генерал-майора интендантской службы и скончался в 1950 году. У Петра Нестерова остались двое детей — Маргарита (1909-1995) и Петр (1911-1955). Штабс-капитану Петру Нестерову на момент гибели было всего 27 лет. За эту очень небольшую, особенно по современным меркам, жизнь он успел многое, но самым главным памятником Петру Нестерову стала, безусловно, его знаменитая «петля». https://topwar.ru/109833-letchik-nesterov-sto-tridcat-let-sozdatelyu-mertvoy-petli.html

… ..

8 сентября 1914г., первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова с самолетом противника, управляемым австрийским военным летчиком бароном Фридрихом фон Розенталем. (фото найдено в 1980 году).

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

Останки русского авиатора Петра Николаевича.

Вечная память и Царствие Небесное русскому герою!

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

8 сентября 1914 года - Первый в истории авиации воздушный таран Петра Николаевича Нестерова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *