И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице – выход потаенный.

М. Волошин

Серая ночь не принесла сна обитателям Московского Кремля. Одно забытье… Тревожные и страшные дни мая 1521 тянулись часами ожидания, молитв и обреченности. Беспощадный умный хан Махмет-Гирей уже объединил разрозненные войска казанских, крымских и ногайских татар, уже шел на Москву, втаптывая табунами отборных жеребцов в пыль города русские. Так близко давно не подходили враги. В эту ночь татарская тьма растянулась плотной цепью вдоль южного берега средней Оки — у самой границы. Русь, измотанная и ослабленная набегами с юга и войнами с литовским князем, готовилась принять последний бой. Великий князь Василий Иоаннович спешно собирал рать, чтобы встретить татар на «бережной» границе. До решающего сражения оставались часы. Шансов выиграть его было немного… Вернее, никаких…

…Старая монахиня Воскресенского монастыря закончила полунощную молитву и вышла из крошечной кельи во двор: в ночь, в росу ранней травы. Майская ночь светлая, быстрая. Кремлевские стены таяли в неровном тумане. Туман да молитва — вот и вся защита. Близок враг, беспощаден и силен. Непобедим …

От дверей кремлевского Успенского собора тихо, как туман от стен, отделились две фигуры. Кто это в ночь? И как? Двери заперты на тяжелые засовы! Монахиня сделала несколько шагов: теперь всего в считанных локтях от нее стояли два старца, в руках одного из них была чудотворная Владимирская икона Божьей матери — святыня святынь. Монахиня вгляделась в лица и поняла, что знает их. Святые митрополиты Петр и Алексий, почившие больше двух веков назад, медленно и скорбно шли к Фроловским (Спасским) воротам. Святые — из плоти и крови, человеческими тяжелыми шагами — покидали Москву и уносили Ту, что дважды уже спасала город и Русь. «Господи! Помилуй!»…Монахиня старалась не отстать от явившихся во плоти Святых отцов. Закричать? Упасть на колени? Остановить? Молить? Явь это или видение, означало оно одно — конец.

Сергий РадонежскийУ ворот Святых старцев встречали еще две фигуры. Женщина подошла так близко, что могла разглядеть их одеяния и лица. «Господи! Да это же сам святой Сергий Радонежский и святой Варлаам Хутынский с ним». Но нет, эти Святые отцы ждали старцев с иконой не для того, что вывести их из города. «Куда вы, святители?». Петр и Алексий отвечали, что уходят из города. «Люди здесь забыли заповеди Господни».

«…Пали тогда Святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божьей Матери Владимирской и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую» — так описывают летописцы события ночи 21 мая 1521 года.

…Три иконы Божией матери написал святой евангелист Лука. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из них написана была прямо на доске того стола, за которым обедали ИисуОборотная сторона иконы Владимирской Божией Матери с Христос со своей Пречистой матерью и праведным Иосифом. Именно ее через 450 лет перенесли в Константинополь, а потом, в первой половине XII века отправили в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы. Князь к дару отнесся с трепетом и благоговением, понимая и предчувствуя роль, которую святыне суждено сыграть в судьбе Руси. Икону поставили в Вышегородском девичьем монастыре, в селе, принадлежавшем святой равноапостольной княгине Ольге, а потом отошедшему набожному и благочестивому князю Андрею Боголюбскому.

Много раз являла икона свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением молился князь пред чудотворною иконою Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет». Болгары были разбиты.

Во время пожара, в 1185 году 13 апреля, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, св. Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему отечеству.Литографии XVIII века

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. Так в 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…

Сретенский мужской монастырь Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие людиУспенский собор  Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля.  Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она Здание Государственной Третьяковской галереине была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России — икона Владимирской Божьей Матери — была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и «земных» предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *