5 лет назад самолет ТУ-154 совершил аварийную посадку в Ижме (Республика Коми)

На борту рейса, летевшего из Якутии в Москву, отказала система электроснабжения. Лётчики практически вслепую посадили самолет на заброшенном аэродроме посреди тайги и спасли 80 жизней. Специалисты утверждают, такое в истории авиации ещё не удавалось никому.
В этот вечер в Домодедово никого не ждали так, как этих пассажиров.
— Ну, не плачь, не плачь. Всё нормально.

После аварийной посадки на заброшенном аэродроме Ижма — название, похоже, впервые в истории внесли в табло московского аэропорта — только двое предпочли добираться до столицы поездом, 70 пассажиров решились до Москвы лететь. Возможно потому, что паники, после того как случилось ЧП, на борту не было. Многие даже не поняли, что произошло.
«Просто мы летели. Нормально взлетели. Потом часа через три началась турбулентность небольшая. А потом нас попросили приготовиться к экстренной посадке. И всё!» — рассказывает в аэропорту Домодедово об экстренной посадке в Ижме пассажирка аварийного самолёта Татьяна Плавдис.

«Экипажу — большое спасибо. Волнение от них не передавалось. Им — большое спасибо. В Ижме мы приземлились, в Коми. Приняли хорошо, в России к своим гражданам нормально относятся. Не успели мы испугаться, когда вышли из самолёта, тогда было уже страшно. Там лес перепаханный был. А так — нормально», — рассказывает пассажир рейса «Полярный — Москва» Алексей Гришин.
Ту-154 летает уже более 40 лет, но за всю историю эксплуатации этого типа судна такого ещё не было. На высоте 10 километров у самолета авиакомпании «Алроса» отказали системы электроснабжения и навигации, сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Пилоты провели экстренное снижение, пробили облака и визуально стали искать подходящую площадку.

Николай Виноградов летал на 154-м «Туполеве» десятки лет, а накануне пообщался с экипажем того аварийного рейса.
«Машина осталась на руках. Там бешеные нагрузки. Все стрелки падают вниз до нуля, самолёт начинает дёргать из стороны в сторону. Так как все приборы отказали, лётчики поставили стакан воды и по нему определяли, с каким углом идут, какой тангаж», — поясняет кавалер Ордена мужества пилот первого класса Николай Виноградов.
В РЛЭ — руководстве по лётной эксплуатации — Ту-154 для лётчиков есть описание случая, когда отказывают все 3 генератора. И экипаж явно действовал по инструкции, но вот то, что под запасной аэродром может сгодиться заброшенная полоса, которая почти в два раза короче той, что необходима для самолета данного класса, этого в инструкции, конечно, нет. Посадка на грунт возможна, по инструкции, только на брюхо, а самолёт компании «Алроса» на 160 метров вылетел за пределы ВПП и остался на шасси. На грунт самолёт сажали вообще лишь единожды — в 1979 году на полосу Криворожского авиатехколледжа.

«Проведён осмотр места происшествия, опрос пассажиров, членов экипажа, очевидцев. Сегодня был проведён дополнительный осмотр с Росавиацией. По результатам следователями будет принято процессуальное решение», — сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин.
Очевидцы рассказывают, что сначала не поверили своим глазам. На аэродром в посёлке Ижма уже 20 лет ничего крупнее вертолётов не садится.
«У меня мама увидела, говорит: это вынужденная посадка. 3 раза перекрестилась, говорит: Боже, сохрани этих людей, которые в этом самолёте. Боже, сделай всё, чтоб он только сел», — говорит жительница села Ижма Валентина Шаброва.

Иначе как чудом местные жители произошедшее не называют.
«Мы уже привыкли. У нас в прошлом году, в субботу, метеорит упал. Мы, правда, так его и не нашли. В этом году — вот, самолёт. А в будущем, думаю, космонавты прилетят — у нас тут Плесецк рядом, летают над нами все эти летающие аппараты», — предполагает жительница села Алёна Третьякова.
«Или инопланетянины прилетят как туристы», — мечтательно добавляет её дочка.
Расследовать причины чрезвычайного происшествия будет специальная федеральная комиссия. Специалисты Ространснадзора проведут внеплановую проверку всего авиапарка «Алросы». Впрочем, чиновники считают инцидент разовым, и осмотра всех российских «тушек» не будет.

Самолёт пилотировал экипаж в составе:
командир воздушного судна: Новосёлов Евгений Геннадиевич.
второй пилот: Ламанов Андрей Александрович.
штурман: Талалаев Сергей Владимирович.
бортинженер: Каримов Рафик Ахметнурович.

В состав экипажа входили также пять бортпроводников:
Дмитриев Николай Юрьевич.
Дмитриева Елена Фёдоровна.
Разумова Елена Владимировна.
Низамов Рифкат Гальмутдинович.
Выродов Василий Георгиевич.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *