Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина — московский театр под руководством актёра Константина Райкина, сына Аркадия Исааковича. «Сатирикон» ведёт свою историю с основания Ленинградского театра эстрады и миниатюр в 1939 году. В 1982-м театр переехал в Москву, а c 1987-го носит название «Сатирикон». Имеет большую и малую сцены. В 2013 году рядом с театром открылся Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, состоящий из торгово-развлекательного комплекса «Райкин Плаза» и Высшей школы сценических искусств. С августа 2015-го здание театра закрыто на масштабную реконструкцию. Спектакли большой сцены идут в «Планете КВН» (Шереметьевская, дом 2), а спектакли малой сцены — в Учебном театре Высшей школы сценических искусств (в доме 6, корпус 2, по той же Шереметьевской улице). Объект планируется сдать в эксплуатацию в 2019 году.

История
Ленинградский период
Будущий театр «Сатирикон» открылся в 1939 году в Ленинграде под названием Театр эстрады и миниатюр. В его организации принимали участие актёры Надежда Копелянская (1902—1973), 3инаида Рикоми и Роман Рубинштейн, художник Пётр Снопков, режиссёры Нестор Сурин и Александр Шубин, которые и составили впоследствии основную труппу. Возглавил молодой театр продюсер Исаак Гершман. Именно при Гершмане Аркадий Райкин стал работать в театре в качестве конферансье. Концертная программа театра в то время состояла из номеров различных жанров, объединенных конферансом, интермедиями и элементами театрализации.

Осенью 1940 года художественным руководителем был назначен музыковед и театральный критик Моисей Янковский. В то время Аркадий Райкин уже занимал значительное положение во многих программах театра. С ним вместе в спектаклях принимали участие эстрадные и цирковые артисты. В разное время с Аркадием Райкиным работали жонглёр Фёдор Савченко, акробаты Тамара Птицына и Леонид Маслюков, а также артисты Эсфирь Пургалина, Рина Зелёная, Зинаида Рикоми (Берман), Рудольф Славский и многие другие. Уже тогда основной идеей Райкина как ведущего актёра было объединить эстрадный и цирковой жанры со спектаклем.

В последний предвоенный сезон состав труппы Ленинградского театра эстрады и миниатюр изменился и пополнился, но Райкин продолжал играть ведущую роль во многих постановках. Театровед Адольф Бейлин, автор книги об Аркадии Райкине, писал в рецензии на один из спектаклей того времени: «Хотелось бы, чтобы зрители шли в театр, а не на Райкина». Однако для зрителя знаменитый актёр и конферансье оставался «лицом» театра.

В апреле 1941 года театр выступал с последней довоенной программой «Не проходите мимо», лучшим номером которой был монолог «Невский проспект». В мае 1941 года труппа должна была отправиться на гастроли в Мурманск, затем — в Днепропетровск, где открытие концертной деятельности было назначено на 22 июня. Выступление театра так и не состоялось: в этот день актёров срочно вызвали в Ленинград, где уже формировались фронтовые театрально-концертные бригады.

Вскоре после начала войны театр был направлен в Ташкент, а оттуда — на Дальний Восток. В своих воспоминаниях Аркадий Райкин писал:

«Среди 3800 театрально-концертных бригад, обслуживавших части Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны, была и наша. В годы войны мы выступали в республиках Средней Азии и в Сибири – перед тружениками тыла; на Дальнем Востоке – перед моряками Тихоокеанской и Дальневосточной флотилий; на Балтике и на Каспии, на Белом море, а также на Центральном, Северокавказском фронтах. Главным образом мы обслуживали флот. Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студёных цехах. И тем не менее работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях».

Директор Ленинградского театра эстрады и миниатюры не смог поехать в эвакуацию вместе с театром, поэтому обязанности руководителя с 1942 года были возложены на Аркадия Райкина. В 1944 году труппа вернулась обратно в Ленинград, а уже весной 1945-го была отправлена выступать в Ригу — родной город Райкина. Там актёры получили весть о победе.

В 1944 году театр утратил слово «эстрада» в названии. Тем не менее в репертуаре 1940-х ещё были эстрадные номера, например работы акробатического дуэта Тамары Птицыной и Леонида Маслюкова, представления жонглёра Фёдор Савченко и другие. Как отмечают многие авторы, в послевоенное время у театра сформировался «оригинальный, остросовременный репертуар» и постоянный состав актёров.

Аркадий Райкин

Искусствоведы того времени стали называть «театром Райкина» не только спектакли Ленинградского театра миниатюр, но также жанровые особенности его представлений. Благодаря актуальности и злободневности, а также харизме и актёрскому таланту Аркадия Райкина, Театр миниатюр занял уникальное место в советской театральной культуре.

«Театр Райкина, как определенный жанр эстрадного искусства, — это прежде всего, что бы там ни говорили, театр одного центрального актёра.
— Советский писатель Лев Кассиль».

С 1946 по 1957 год театр много гастролировал по СССР, а с конца 1950-х годов начались регулярные выезды труппы за границу. В 1957 году театр Райкина посетил Польшу, в 1958 — Болгарию и Чехословакию, затем Венгрию, ГДР, Румынию, Югославию. Труппа выезжала также за пределы стран социалистического лагеря. В 1964 году состоялась поездка в Англию, постановки транслировали по английскому телевидению.

В 1960-е годы театр стал задействовать оркестры и фонограммы в своих выступлениях. В разное время над музыкой для спектаклей работали Никита Богословский, Александр Колкер, Матвей Блантер, Георгий Портнов, Игорь Цветков. Среди постоянных авторов текстов был писатель Владимир Поляков, Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Иосиф Прут, Абрам Раскин, Владимир Лифшиц, Семён Альтов и многие другие. В 1964 году Театр миниатюр заключил контракт с Михаилом Жванецким. Как пояснял Райкин, театр имел особый подход к отбору материалов для своих спектаклей:

«Материал должен быть актуальным, смешным, лаконичным, образным и в то же время облагораживать душу и сознание зрителя. Как мы представляли себе сумму этих качеств в те или иные годы – величина переменная… У нас каждая постановка единственна в своём роде, не может повториться ни на какой другой сцене».

Труппа театра составляла около 25 человек, половина из которых — актёры. Сначала постоянным партнёром Райкина на сцене был Григорий Карповский, позже его сменил актёр Герман Новиков. В 1940—1950 годах в миниатюрах с Райкиным играл Вадим Деранков. На протяжении долгого времени в театре работали комедийный актёр Владимир Ляховицкий, брат Райкина Максим Максимов и Иосиф Минкович. В 1960-е годы в театр пришло молодое поколение актёров. После этого с Райкиным стали играть Александр Карпов и Владимир Михайловский. В театре также работала жена Аркадия Райкина, актриса Руфь Иоффе.

Московский период
В источниках отмечается, что в 1970-е годы партийное руководство Ленинграда не поощряло деятельность Театра миниатюр из-за злободневности выступлений. Аркадий Райкин оказался среди артистов, негласно не допущенных до телевидения. В 1981 году с ещё одним поколением молодых актёров в Ленинградский театр миниатюры пришёл сын Аркадия Константин, до этого работавший в театре «Современник». Константин уговорил отца переехать в Москву, и Райкину-старшему удалось договориться с высокопоставленным руководством о переезде.

В 1983 году труппа получила здание бывшего кинотеатра «Таджикистан» на улице Шереметьевская, и там началась реконструкция и переоборудование помещений под нужды театра. В течение четырёх лет реконструкции спектакли театра Райкина шли в концертных залах, в том числе ГЦКЗ «Россия».

4 июня 1987 года в обновлённом здании прошла премьера спектакля «Мир дому твоему» по сценарию Семёна Альтова. В том же году Государственный театр миниатюр был переименован в Государственный театр «Сатирикон».

«Почему «Сатирикон»? Это связано с историей театра Аркадия Райкина. Мир сатиры и юмора. Кроме того, был такой журнал в начале прошлого века, где печатались русские писатели Зощенко, Теффи и другие. «Сатирикон» был у Петрония, где рассказывалось в комическом и сатирическом ключе о жизни римского общества. Был «Сатирикон» у Феллини. Нас привлекла туманность этого названия. Никто толком не знает, что это такое, но у меня есть ощущение этого слова. Корень ясен — сатира, но необязательно его придерживаться.
— Константин Райкин».

17 декабря 1987 года ушёл из жизни Аркадий Райкин. Театроведы отмечают, что вместе с этим закончилась целая эпоха советского сценического искусства. После смерти отца руководство театром принял Константин Райкин, и его целью стало формирование нового драматического репертуара. В 1992 году «Сатирикон» был переименован в Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *