Карибский кризис 1962 года — политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Кризис вызвало размещение в 1961 году США в Турции ракет средней дальности «Юпитер», которые беспрепятственно, в силу малого подлетного времени, могли достигнуть городов в западной части Советского Союза, включая Москву и главные промышленные центры Советского Союза, что лишало возможность нанести равноценный удар. В ответ на эти действия СССР разместил военные части и подразделения, на вооружении у которых находилось как обычное, так и атомное оружие, включая баллистические и тактические ракеты наземного базирования, на острове Куба, в непосредственной близости от побережья США. Конфликт едва не вылился в крупномасштабную ядерную войну, но дипломаты того времени смогли найти общий язык и решить кризис мирным способом.
19 октября 1960 года Правительство США приняло решение о полной экономической блокаде Кубы, прекратив все операции по фьючерсным контрактам на поставку нефти новому коммунистическому строю и экспорту сахара, после национализации кубинскими властями филиалов североамериканских банков.
31 декабря 1960 года Куба потребовала от Совета Безопасности Организации объединенных наций рассмотреть ее жалобу на агрессию со стороны США.
2 января 1961 года Соединенные Штаты Америки разорвали дипломатические отношения с Кубой после победы революционных сил под руководством Фиделя Кастро и установления на острове свободы однопартийной политической системы с руководящей ролью коммунистической партии.
3 января 1961 года Президент США Дуайт Эйзенхауэр разорвав дипломатические отношения с Кубой накануне, отдал приказ об интенсивной подготовке военного вторжения на остров свободы, в условиях ее торгово-экономической блокады. Центральное разведывательное управление США развернуло на Кубе масштабные диверсионные действия, включая охоту на Фиделя Кастро.
В 1961 году США начали размещение близ турецкого города Измир 15 ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» с радиусом действия 2400 км, напрямую угрожавших европейской части СССР, доставая до Москвы. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев публично высказал свое возмущение фактом размещения ракет в Турции. Он считал их личным оскорблением.
15 апреля 1961 года, восемь бомбардировщиков B-26 с опознавательными знаками кубинских ВВС нанесли удары по трем аэродромам с целью уничтожить кубинскую авиацию. Однако военное командование успело рассредоточить и замаскировать самолеты, оставив основном неисправные машины и макеты. В результате было уничтожено лишь 2 самолета ВВС Кубы. Ответным огнем кубинцев два B-26 получили повреждения, один из них упал в море, оба пилота погибли.
14 апреля 1961 года началась операция в бухте Кочинос, также известная как высадка в заливе Свиней и операция «Запата», кубинскими наемниками обученными в центрах подготовки ЦРУ США. Целью операции было свержение режима Фиделя Кастро. Несмотря на высокий уровень организации и значительные задействованные силы, операция завершилась полным провалом. Крах операции вызвал значительный резонанс по всему миру.
17 апреля 1961 года Кубинские контрреволюционеры «бригады 2506» высадили десант с американских кораблей в районе Плая-Хирон, залив Кочинос. Высадка завершилась неудачно.
4 августа 1961 года между СССР и Кубой был заключен договор о поставке военного снаряжения.
30 сентября 1961 года был подписан второй договор о поставках вооружений из СССР на Кубу. По обоим договорам Кубе давался кредит на 10 лет из расчета 2% годовых. СССР обязывался поставлять стрелковое оружие, легкие пехотные орудия, артиллерийские системы, танки и бронетранспортеры, средства связи, радиолокационные станции, самолеты многоцелевые истребители МИГ-15 и бомбардировщики Ил-28, вертолеты, транспортные самолеты, аэродромное оборудование. Военно-морские силы Кубы получали торпедные катера и противолодочные суда. Договоры предусматривали обучение кубинских специалистов.
20 мая 1962 года, в Кремле состоялась беседа Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева с министром иностранных дел Андреем Громыко, Анастасом Микояном и министром обороны Родионом Малиновским. В ходе встречи Хрущев изложил им свою идею: в ответ на постоянные запросы Фиделя Кастро об увеличении советского военного присутствия на Кубе разместить на острове ядерное оружие. Таким образом он намеревался достичь паритета, в ответ на размещение ракет США в Турции.
24 мая 1962 года состоялось заседании Совета обороны, на котором был поднят вопрос о размещении ракет на Кубе. Против такого решения был Микоян, однако, в конце концов члены Президиума ЦК КПСС поддержали Хрущева. Министерствам обороны и иностранных дел было поручено организовать скрытную переброску войск и военной техники по морю на Кубу.
28 мая 1962 года из Москвы в Гавану вылетела советская делегация в составе посла СССР А.И. Алексеева, главнокомандующего РВСН маршала С.С. Бирюзова, генерал-полковника С.П. Иванова, а также Ш.Р. Рашидова.
29 мая 1962 года состоялась встреча советской делегации с Раулем и Фиделем Кастро. Посол изложил им предложение ЦК КПСС. Фидель попросил сутки на переговоры с соратниками.
30 мая 1962 года, после разговора Фиделя Кастро с Эрнесто Че Геварой, кубинские власти дали положительный ответ советским делегатам. Было решено, что Рауль Кастро в июле посетит Москву для уточнения всех деталей.
10 июня 1962 года на заседании Президиума ЦК КПСС представлен разработанный Генеральным штабом ВС СССР операции размещения ракет на Кубе под кодовым названием «Анадырь». Планировал и руководил операцией Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян. План предполагал размещение двух видов баллистических ракет: Р-12 с радиусом действия около 2000 км и Р-14, с дальностью в два раза больше. Оба типа ракет были снабжены термоядерными боеголовками мощностью 1 Мт. Из-за особой спешки план был принят без утверждения — к реализации приступили сразу после получения согласия Кастро.
27 июня 1962 года все детали предстоящей операции по переброске войск и техники были уточнены в ходе визита Рауля Кастро в Москву. Также стороны подписали проект секретного «Договора между Правительством Республики Куба и Правительством СССР о размещении Советских Вооруженных Сил на территории Республики Куба».
10 июля 1962 года на Кубу под видом специалистов сельского хозяйства рекогносцировочная группа во главе с Плиевым. Всего для переброски войск выделили 85 кораблей. Ни один капитан перед отплытием не знал о содержимом трюмов, а также о пункте назначения. Каждому капитану вручили запечатанный пакет, который следовало вскрыть в море в присутствии замполита. В конвертах было предписание следовать на Кубу и избегать контакта с кораблями НАТО.
25 июля 1962 года суда начали подходить к Кубе. Для разгрузки были выбраны следующие порты: Гавана, Мариэль, Матансас, Кабаньяс, Баия-Онда, Ла-Исабела, Нуэвитас, Никаро, Касильда, Сьенфуэгос, Сантьяго-де-Куба.
27 августа 1962 года Хрущев одобрил предложения Кастро. В окончательном тексте договора отмечалось, что СССР «для усиления ее обороноспособности» в случае возникновения опасности агрессии внешних сил направит на Кубу свои ВС, что будет обеспечивать поддержание мира во всем мире». В случае военных действий против Кубы или нападения на советские ВС, дислоцирующиеся на территории острова, правительства союзных стран, используя право на индивидуальную или коллективную оборону, предусмотренное статьей 51 Устава ООН, предпримут «все необходимые меры для отражения агрессии».
29 августа 1962 года американский самолет-разведчик U-2 обнаружил пусковые установки зенитных ракет С-75 и позиции крылатых ракет береговой обороны.
4 сентября 1962 года Президент США Джон Кеннеди выступил со специальным заявлением, в котором выдвинул жесткие условия в отношении того, что, по мнению правительства США, могло и чего не могло предпринимать правительство Кубы для укрепления своей обороноспособности. В этом заявлении, нарушавшем нормы международного права, содержались угрозы в адрес Кубы в случае невыполнения ею американских требований. В стране наращивались приготовления к агрессии против Кубы, усиливалась разнузданная антикубинская пропаганда. Было мобилизовано 150 тысяч резервистов. Продолжались попытки организовать экономическую блокаду острова.
9 сентября 1962 года в кубинский порт Касильда прибыл первый пароход «Омск» с шестью баллистическими ракетами средней дальности Р-12. Выгрузка ракет производилась только ночью в условиях полного затемнения кораблей и портов. Во время операции по разгрузке подступы к портам охранялись специально выделенным горнострелковым батальоном в составе 300 человек. Внутри ограждения охрану нес личный состав прибывших подразделений и выделенные штабом Группы оперативные работники.
11 сентября 1962 года в ответ на заявления американских властей Советский Союз призвал правительство США проявить благоразумие, не терять самообладания и трезво оценить, к чему могут привести его действия, если оно развяжет войну. В советском заявлении намечался реальный путь к нормализации обстановки в районе Карибского моря.
13 сентября 1962 года Кеннеди, в своем заявлении, оставил без ответа предложения СССР о путях нормализации американо-кубинских отношений. Перечислив акции, предпринятые против Кубы, президент заявил, что если Штаты когда-либо сочтут необходимым предпринять военные действия против коммунизма на Кубе, то все поставленное оружие и технические советники не смогут изменить последствия или существенно оттянуть время для достижения такого результата.
16 сентября 1962 года на Кубу прибыла вторая партия ракет. Штаб группировки расположился в Гаване. Дивизионы развернули на западе острова близ деревеньки Сан-Кристобаль и в центре Кубы у порта Касильда. Основные войска сконцентрировались вокруг ракет в западной части острова, однако несколько крылатых ракет и мотострелковый полк были переброшены на восток Кубы — в сотне километров от Гуантанамо и базы ВМС США в заливе Гуантанамо.
25 сентября 1962 года Фидель Кастро заявил, что СССР намерен создать на Кубе базу для рыболовного флота. Поначалу ЦРУ действительно полагало, что на Кубе идет строительство крупного рыбацкого поселка. Правда, потом в Лэнгли стали подозревать, что под его видом на самом деле Советский Союз создает крупную судоверфь и базу для советских подводных лодок.
27 сентября 1962 года Конгресс США совместной резолюцией обеих палат № 230 дал право президенту страны использовать вооруженные силы против Кубы и начать интервенцию совместно с Организацией американских государств.
4 октября 1962 года Конгресс США рекомендовал правительству США начать интервенцию на Кубу силами Организации американских государств. Но Кеннеди опасался, что даже в том случае, если на Кубе советские войска не предпримут активных действий, ответ последует в Берлине, что приведет к эскалации конфликта. Поэтому по предложению министра обороны Макнамары было решено рассмотреть возможность военно-морской блокады Кубы.
14 октября 1962 года самолетами У-2 во время разведывательной аэрофотосъемки были зафиксированы советские ракеты среднего радиуса действия на Кубе.
16 октября 1962 года Президент США Кеннеди после доклада о данных разведывательных полетов над Кубой отдал приказ о подготовке вторжения на Кубу.
18 октября 1962 года Президент Джон Кеннеди встретился с министром иностранных дел СССР Андреем Андреевичем Громыко и послом СССР в США Анатолием Добрыниным. Разговор на встрече шел в основном о Берлине и других международных вопросах. Президент США не спрашивал Громыко о наличии на Кубе советских ракет и не строил вслух никаких предположений по этому поводу, пытаясь его спровоцировать.
19 октября 1962 года очередной полет американского самолета-разведчика U-2 над Кубой выявил несколько смонтированных ракетных позиций, эскадрилью Ил-28 у северного побережья острова и дивизион крылатых ракет, нацеленных на Флориду.
22 октября 1962 года президент США Кеннеди в выступлении по телевидению заявил, что СССР построил на Кубе ракетную базу. Он объявляет о начале морской блокады острова для предотвращения поставок на Кубу новых советских ракет и призывает Хрущева отказаться от действий, угрожающих миру на Земле. США сконцентрировали в районе Карибского моря соединения флота и стратегическую авиацию. В Западной Европе американские войска были приведены в боевую готовность. Ядерные подводные лодки США заняли оперативные позиции. Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет «самый мощный ответный удар». Мир стоял у порога термоядерной войны. Начался Карибский кризис.
22 октября 1962 года Был созван Совет безопасности ООН, на котором обсуждался вопрос вывоза с Кубы советских ракет в увязке с отказом от вторжения на остров. В свою очередь, Конгресс США одобрил специальный законопроект, предусматривающий прекращение помощи со стороны Штатов странам, которые будут продавать Кубе вооружение и товары «стратегического значения или будут перевозить эти товары на остров.
23 октября 1962 года Генеральный прокурор США Роберт Кеннеди встретился с послом СССР Анатолием Добрыниным. Советский дипломат заявил, что понятия не имеет о приготовлениях СССР на Кубе. Однако, Добрынин сообщил Кеннеди, что знает об инструкциях, полученных капитанами советских кораблей — не выполнять незаконные требования в открытом море.
24 октября 1962 года, в 10 часов утра 180 кораблей ВМС США окружили Кубу с приказом ни в коем случае не открывать огонь по советским судам без личного приказа президента. К этому времени на Кубу шли 30 кораблей, в том числе «Александровск» с грузом ядерных боеголовок и 4 корабля, везущие ракеты для двух дивизионов баллистических ракет средней дальности.
24 октября 1962 года Президиум ЦК КПСС решил привести вооруженные силы СССР и стран Варшавского договора в состояние повышенной боеготовности. Отменили все увольнения. Срочникам, готовящимся к демобилизации предписано оставаться на местах несения службы до дальнейших распоряжений. Хрущев отправил Кастро ободряющее письмо, заверив в непоколебимости позиции СССР при любых обстоятельствах. Тем более, он знал, что существенная часть советского оружия уже добралась до Кубы.
24 октября 1962 года Хрущеву пришла короткая телеграмма от Кеннеди, в которой тот призвал советского руководителя проявить благоразумие и соблюдать условия блокады. Президиум ЦК КПСС собрался на заседание, чтобы обсудить официальный ответ на введение блокады. В ответ Хрущев направил президенту США письмо, в котором обвинил его в том, что тот ставит трудновыполнимые условия, назвав блокаду актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. В письме Первый секретарь предупредил Кеннеди, что капитаны советских кораблей не станут соблюдать предписания американских ВМС, а также что в случае продолжения США своих пиратских действий, правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности судов.
24 октября 1962 года Фидель Кастро посетил советскую ракетную группу «земля-воздух», размещенную к северо-востоку от Гаваны. Он заметил уязвимость этих частей для авиационных атак с небольшой высоты. В связи с этим команданте отдал приказ о немедленной передислокации в эти части 50 батарей ПВО из его резерва с тем, чтобы прикрыть ракетную группу и ракетные установки средней дальности.
24 октября 1962 года в Вашингтоне состоялось очередное заседание Совета национальной безопасности. Директор ЦРУ Маккоун и представитель Пентагона заявили, что, поставив вопрос в ООН, США ничего не добились и еще больше подорвали свой престиж. Они настойчиво требовали, чтобы президент Кеннеди в течение 48 часов исправил положение и принял меры для уничтожения ракетных площадок на Кубе военными средствами.
27 октября 1962 года наступила так называемая «черная суббота» Кубинского кризиса, батарея противовоздушных ракет в восточной провинции, руководимая советскими специалистами, сбила самолет-разведчик U-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Андерсон погиб.
27 октября 1962 года на совещании в Белом доме Джон Кеннеди зачитал сообщение о том, что над Кубой сбит американский самолет U-2, а его пилот погиб. Все присутствовавшие на совещании потребовали разбомбить все ракетные установки на Кубе. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Многие американцы покидали крупные города, опасаясь скорого советского удара. Мир оказался на грани ядерной войны.
27 октября 1962 года СССР объявило о готовности убрать с Кубы вооружение, которое США считают «наступательным» при условии, что американские власти уберут свои ракеты из Турции. Кеннеди это условие отклонил и потребовал прекратить все работы на ракетных базах на Кубе.
28 октября 1962 года в Нью-Йорке начались советско-американские переговоры при участии представителей Кубы и генерального секретаря ООН. Правительство СССР согласилось с требованием США о выводе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии невмешательства во внутренние дела этой страны. В конфиденциальном порядке было заявлено также о выводе американских ракет с территории Турции и Италии.
28 октября 1962 года Генеральный прокурор США Роберт Кеннеди встретился с советским послом в здании Министерства юстиции. Кеннеди поделился с Добрыниным опасениями президента о том, что ситуация вот-вот выйдет из под контроля и грозит породить цепную реакцию. Роберт Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. Добрынин спросил Кеннеди о ракетах в Турции. В ответ, Кеннеди сказал, что если в этом единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении вопроса.
28 октября 1962 года состоялось собрание ЦК КПСС и секретное совещание, на котором было получено письмо от Кеннеди, дополненное еще один пунктом условий — США гарантировали убрать свои ракеты из Турции. Командующему советской группировкой на Кубе был дан приказ начать демонтаж стартовых площадок советских ракет.
2 ноября 1962 года ядерные ракеты на Кубе были демонтированы. Опасаясь всяких «неожиданностей» и срыва переговоров, Хрущев запретил Плиеву использовать зенитное оружие против американских самолетов. Он также приказал вернуть на аэродромы все советские самолеты, патрулирующие Карибское море. Демонтаж, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы ракет заняли 3 недели.
20 ноября 1962 года все советские ядерные ракеты и бомбардировщики были вывезены с Кубы, в ответ власти США объявили о прекращении морской блокады острова. Таким образом завершился Карибский кризис.
29 мая 1963 года было подписано соглашение между СССР и республикой Куба об оставлении на острове символического количества советских войск — мотострелковой бригады. И группа советских войск на Кубе была переименована в Группу Советских военных специалистов на Кубе.
28 апреля 1963 года Фидель Кастро посетил СССР с официальным визитом, продлившимся 40 дней. Кубинский лидер успел объехать всю страну, посетить заводы, секретные военные базы и атомную подводную лодку, прогуляться без охраны по ночной Москве, пообщаться с верхушкой власти и простым советским народом. Стал первым иностранцем, поднявшимся на трибуну мавзолея, и даже получил звание Героя Советского Союза.
20 июня 1963 года между СССР и США заключили соглашение о создании системы прямой связи между двумя державами для уменьшения опасности ядерного конфликта.
30 августа 1963 года начинает действовать «горячая» линия связи между Белым домом и Кремлем, созданная для установления срочного прямого контакта между руководителями СССР и США в моменты международных кризисов.
1 октября 1963 года, Указом Президиума ВС СССР «За образцовое выполнение специального задания правительства» свыше тысячи военнослужащих были награждены орденами и медалями.