Русско-шведская война 1788—1790 гг. 230 лет назад, в августе 1789 года, русский гребной флот разгромил шведов на рейде города-крепости Роченсальм. Эта победа имела большое значение для хода кампании. Потеря гребного и транспортного флотов вынудила шведское командование отказаться от наступления на суше.
В кампанию 1789 года победу над шведами одержал не только корабельный флот (Эландское морское сражение), но и гребной. Командование гребным флотом было передано принцу Карлу Нассау-Зигену. Это был французский аристократ, имевший огромный боевой опыт. Нассау-Зиген воевал во французской армии во время Семилетней войны, затем поступил на флот и совершил кругосветное плавание под командой де Бугенвиля. Стал участником ряда военных авантюр на французской и испанской службе – неудачная попытка отбить у британцев Джерси и штурм Гибралтара. Подружился с польским монархом Станиславом Августом и уже как польский дипломат познакомился с Потёмкиным и Екатериной II.
С началом очередной русско-турецкой войны поступил на русскую службу. Получил чин контр-адмирала и стал начальником Днепровской гребной флотилии. В июне 1788 года французский дворянин вместе с контр-адмиралом Джон Пол Джонсом (шотландский моряк на русской службе) разгромил турецкий флот в Очаковском сражении (Разгром турецкого флота в Очаковском сражении). За военные успехи Нассау-Зиген получил чин вице-адмирала. Но позже разругался с Потёмкиным и был отозван в Петербург. В 1789 году ему доверили гребной флот на Балтийском море.
Русский гребной флот сумел выйти из Кронштадта только 8 июня 1789 года. В его составе было 75 судов (галер, каек, дубель-шлюпок, канонерок и т. д.). Общий экипаж флота насчитывало свыше 10 тыс. человек. Русский флот состоял из галер четырех типов: 25-, 22-, 20- и 16-баночных (банка – скамья для гребцов). Все типы галер были с двумя мачтами. 25-баночные галеры были вооружены одной 24-фунтовой пушкой, двумя 12-фунтовыми, четырьмя 8-фунтовыми и двенадцатью 3-фунтовыми фальконетами; 22-баночные галеры – одной 24-фунтовой пушкой, четырьмя 12-фунтовыми и двенадцатью фальконетами; 20-баночные галеры – одной 18-фунтовой пушкой, двумя 8-фунтовыми, двумя 6-фунтовыми и десятью фальконетами; 16-баночные галеры – двумя – 12-фунтовыми, двумя – 8-фунтовыми и десятью 3-фунтовыми. Также гребной флот имел шебеки и полушебеки, которые имели на вооружении 10-20 пушек (18-, 12-, 8- и 6-фунтовых). Из крупных судов имели также гребные фрегаты. К легким гребным судам относились кайки, дубель-шлюпки, канонерские лодки и т. д. Кайки были вооружены одной носовой 18-фунтовой пушкой, одной кормовой 12-фунтовой пушкой и шесть фальконетами. Вооружение дубель-шлюпки состояло из одной носовой и одной кормовой 12-ти или 8-фунтового калибра и 8 фальконетов. Гребные канонерские лодки были трёх типов – большие, средние и малые. Большие лодки вооружались одной носовой 18-фунтовой пушкой и одной кормовой 12-фунтовой пушкой, по бортам имели четыре фальконета. Средние лодки имели только одну 24-фунтовую пушку, малые – одну 16-фунтовую пушку.
Войдя в шхеры и присоединив к своей эскадре 13 судов Выборгского отряда Слизова, Нассау-Зиген 3 июля подошёл ко входу во Фридрихсгамский залив. Недалеко, у острова Котка, находилась шведская гребная флотилия под командованием Карла Эренсверда. Для усиления сил Нассау-Зигена была сформирована резервная эскадра под началом вице-адмирала Круза. В её состав входили два линейных корабля, два фрегата, два бомбардирских корабля и два вспомогательных судна. Круз затянул подготовку отряда с выходом, поэтому он соединился с гребным флотом только 4 августа.
К этому времени шведский армейский (гребной) флот, состоявший из 62 боевых и 24 транспортных судов, находился в двух Роченсальмских рейдах (Большом и Малом). Шведские суда имели свыше 780 орудий, общий экипаж насчитывал около 10 тыс. человек. На вооружении шведского гребного флота были большие гребные суда с мощным вооружением – удемы, пойемы и турумы (суда с шестнадцатью парами весел, с двенадцатью 3-фунтовых пушек). Суда были достаточно мореходными, хорошо ходили под парусами и были маневренными. Однако их скорость была ниже, чем у галер. Также шведы строили трехмачтовые геманы, которые имели на вооружение 20-26 пушек. Наряду с большими гребными судами для армейского флота строили малые суда, вооруженные орудиями большого калибра – мортирные и канонерские баркасы. Мортирные баркасы были вооружены одной мортирой, канонерские – одну 12-фунтовую пушку и несколько 3-фунтовых фальконетов. Шведские канонерские лодки вооружались двумя 24-фунтовыми пушками. В ходе боевых действий шведы быстро пополняли армейский флот новыми судами и переоборудованными старыми судами, что позволяло быстро восполнять потери.
Принц Карл Нассау-Зиген (1743-1808)
Шведский адмирал Карл Август Эренсверд (1745 — 1800). Источник: https://ru.wikipedia.org
Разгром шведского флота
И Круз, и Нассау горели желаем атаковать врага и отличиться. Однако наметить общий план операции не смогли, и поссорились. В итоге императрица сместила Круза, и на его место был назначен генерал-майор Балле. К 12 (23) августа русский флот подошёл к Роченсальму. К началу сражения эскадра Нассау имела на вооружении свыше 870 орудий, резервная эскадра – свыше 400 орудий. На судах было свыше 13 тыс. человек. По замыслу принца Нассау, Балле с 11 большими и 9 малыми судами (всего свыше 400 орудий) должен был пройти в Роченсальм через южный проход и связать главные силы противника боем. Это должно было облегчить прорыв главных сил флота через Королевские ворота. Принимая это решение русский командующий не знал, что шведы закрыли путь на Роченсальмский рейд с помощью затопленных судов.
Шведский адмирал выставил для обороны южного прохода все большие суда армейского флота. Малые суда и транспорты были направлены на север в глубину шхер в Кюменьский залив. Для защиты Королевских ворот Эренсверд приказал затопить в самом узком мете прохода несколько транспортов, что сделало его непроходимым даже для малых гребных судов. Также здесь держали оборону четыре бомбардирских судна.
13 (24) августа 1789 года в 10 часов утра отряд Балле подошёл к шведским судам, которые обороняли проход между островами Котка и Кутула-Мулим. Впереди шёл пакетбот «Проворный», за ним бомбардирские корабли «Перун» и «Гром», за ними шебеки «Летучая», «Минерва» и «Быстрая». Началась артиллерийская перестрелка, которая продолжалась около пяти часов. В ходе боя было потоплено две канонерские лодки шведов. Сражение было ожесточенным. Корабли русского авангарда были повреждены, одно за другим выходили из строя орудия, экипажи несли потери. Так, погиб командир фрегата «Симеон» капитан-лейтенант Г. Грин, были ранены командир шебеки «Летучая» лейтенант Е. Рябинин, командир шебеки «Быстрая» лейтенант Сарандинаки, командир бомбардирского корабля «Перун» капитан-лейтенант «Сенявин».
После артиллерийского боя шведы решили пойти в атаку, на абордаж. Балле, суда которого уже использовали практически весь боезапас, приказал отступить. Однако противнику удалось захватить бомбардирский корабль «Перун» и пакетбот «Поспешный». В отряде Балле в это время гадали, где же суда Нассау, которые уже должны были атаковать врага с тыла.
Источник карты: https://korvet2.ru
Между тем, на севере эскадра Нассау-Зигена и контр-адмирала Джулио Литта (итальянский аристократ на русской службе), вышла к Королевским воротам и обнаружила, что проход заблокирован. Сначала пытались найти проход между многочисленных островков, но безуспешно. Затем Литта приказал расчистить проход. Эскадра долго оставалась под огнем шведских кораблей, пока особые команды матросов, солдат и офицеров с помощью топоров и ломов пытались очистить проход. Они несколько часов работали с невероятной самоотверженностью, находясь под вражеским огнем. В это же время по другому мелкому проходу, где не могло пройти большинство судов, смогли пробраться на рейд несколько малых гребных судов. Наконец, в 7 часу вечера, ценой огромных усилий и больших потерь наши моряки смогли разломать и растащить затопленные в Королевских воротах суда. И этим проходом смогли пройти галеры.
Таким образом, в самый критический момент для отряда Балле, которому угрожал полный разгром, в тылу у противника появились суда принца Нассау. Уже предвкушавшие победу над отрядом Балле шведы были смятены, удар со стороны Королевских ворот стал для них полной неожиданностью. Нассау вводил в бой всё новые суда, шведы отступали. Русская и шведская эскадры смешались. Упорный бой продолжался до 2 часов ночи. Русские галеры отбили захваченные шведами суда, захватили и несколько вражеских кораблей. Так, нашими трофеями стал шведский гребной 24-пушечный фрегат «Автроил», адмиральская 48-пушечная турума «Биорн-Эрксида, однотипная турума «Рогвальд», турума «Селле-Вере, удема «Один» и другие суда. Шведы потерпели полное поражение и отступили в сторону Ловизе. Когда исход сражение стал очевиден, шведы сожгли свою транспортную флотилию, которая занималась снабжение армии.
Итоги
Общие потери шведского флота составили 39 судов. Шведы потеряли около 1 тыс. человек убитыми и ранеными, более 1,1 тыс. пленными. Русские потери около 1200 человек убитыми и ранеными. В ходе сражения русская эскадра потеряла два судна: взорвалась 22-баночная галера «Цивильск» (16 пушек), погибла канонерская лодка. Ещё одна 25-баночная галера была сильно повреждена «Днепр» (19 пушек), её вернули в Кронштадт, но восстановлению она уже не подлежала.
За эту победу флотоводец Нассау-Зиген получил высший русский орден Святого Апостола Андрея Первозванного, Иван Балле — орден Святой Анны 1-й степени, Джулио Литта — орден Святого Георгия 3-й степени. Все участники морского сражения получили серебряные медали, на одной стороне которой было изображение царицы Екатерины II, а на другой — надпись: «За храбрость в водах Финских 13-го августа 1789 года».
Победа русской гребной эскадры привела к тому, что приморский фланг шведской армии был открыт. После сражения Нассау-Зиген предлагал главнокомандующему русской армией Мусину-Пушкину высадить в тыл противнику сильный десант, чтобы отрезать шведским войскам путь отхода. В это время сухопутные войска должны были начать наступление с фронта. Однако шведский король, осознав угрозу, в наиболее опасных местах поставил батареи и сам спешно отступил к Ловизе. Русские войска преследовали противника.
Через неделю у Нейшлотской крепости русские канонерские лодки захватили пять вражеских судов. Ещё четыре большие шведские лодки с десантом были утоплены. На этом действия гребного флота в 1789 году завершились.
Медаль «За храбрость на водах финских»