18 августа 1693 года — В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

отadmin

Авг 18, 2022
18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском
Евстигнеев А.В. Соломбальская верфь. Архангельск. Строительство кораблей

У истоков российского флота

История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

По мере освоения русскими Севера, с ростом рыболовства и объёмов добычи пушнины, увеличивалась потребность местного населения в промысловых судах, поэтому на берегах Белого моря начали создавать верфи, предназначенные для строительства лодок такого типа. А уже в XVII веке, после Смутного времени, Россия ощутила недостаток современных военных кораблей.

18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

  • Реплики древнерусских ладей IX—XII веков 
  • © varyag-onego.ru

Первым известным вооружённым парусным кораблём, построенным на территории России, стал «Фредерик». Правда, под российским флагом он не ходил. Его построили в 1636 году в Нижнем Новгороде специалисты, сопровождавшие голштинское посольство, следовавшее в Персию. Корабль спустился вниз по Волге, вышел в Каспийское море, однако сильно пострадал в шторм и был оставлен командой в районе Дербента.

«Первым российским кораблём западноевропейского типа стал «Орёл», построенный в 1668 году по голландским образцам в Дедино по указу царя Алексея Михайловича», — рассказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.

Команда «Орла» была сформирована из иностранных моряков. В 1669 году он вышел в своё первое плавание и прибыл в Астрахань. Однако в 1670 году судно захватили участники восстания Степана Разина и, по одной из версий, уничтожили его, а по другой, «Орёл» был заброшен и со временем пришёл в негодность.

18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

  • Трёхмачтовый парусный корабль «Орёл» 
  • © korabley.net

«Следующим этапом развития российского флота стало начало строительства парусных кораблей молодым царём Петром I в Переяславле в 1688—1689 годах», — отметил Кротов.

По его словам, вплоть до 1693 года корабли по иностранным технологиям в России строились и использовались только в замкнутых водоёмах.

«Максимум они выходили в Каспийское море, которое также часто классифицируется учёными как озеро», — подчеркнул историк.

Соломбальская верфь

«В 1693 году начался третий этап в истории развития российского флота. В июле Пётр I прибыл в Архангельск с целью наладить там кораблестроение», — рассказал Павел Кротов.

Выбор места для будущей верфи был неслучайным.

«Царь остановился на Архангельске потому, что тогда этот город был единственным портом, через который можно было напрямую торговать по морю с Западной Европой», — пояснил в беседе с RT заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев.

Считается, что верфь под Архангельском была основана 18 августа 1693 года. Однако учёный называет эту дату условной, отмечая, что она привязана к назначению Фёдора Апраксина двинским воеводой и поручению ему надзора за постройкой первого казённого корабля.

18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

  • Соколов П.Ф. Пётр I в Архангельске (рисунок) 
  • © history.sgu.ru

В 1693 году, ещё до того, как была заложена верфь в Архангельске, для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Пётр», на которой монарх в августе вышел в море и дошёл до восточных берегов Кольского полуострова.

«В сентябре 1693 года Пётр I провёл в Архангельске совещание по вопросам судостроения и лично участвовал в закладке 24-пушечного корабля «Святой Павел» на острове Соломбала, который стал в наши дни одним из районов Архангельска. Сама верфь, построенная несколько позже, стала называться Соломбальской. Все эти события и являются началом регулярного морского судостроения в России», — рассказал Гостев.

По словам Павла Кротова, с Архангельском связаны сразу несколько важных вех в истории российского флота.

«Именно в Архангельске началось российское казённое морское судостроение. Впервые корабли строились на настоящем море. Это уже не озеро и даже не Каспий. Кроме того, у Архангельска был образован первый военно-морской отряд из кораблей, охранявших порт и верфи», — отметил он.

В дальнейшем, по словам эксперта, Соломбальская верфь продолжила бурно развиваться.

«В 1699 году там было построено по голландской технологии шесть больших океанских торговых кораблей, совершавших затем плавания в Западную Европу. А с 1708 года в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. В 1710-м имена «Святой Пётр» и «Святой Павел» получили уже новые российские фрегаты. А с 1713-го года на Соломбальской верфи строилась серия кораблей, названная в часть архангелов. Получилось очень символично: корабли с именами архангелов рождались в Архангельске», — рассказал Кротов.

До 1725 года в Архангельске было построено 126 современных парусных судов различных типов.

По мнению Павла Кротова, Архангельск внёс значимый вклад в создание и развитие военно-морского флота России.

«Хотя сам по себе полноценный флот появился всё-таки не в 1693 году, а несколько позже — его возникновение было связано с боевыми действиями в районе Азова и на Балтике», — добавил эксперт.

По его словам, значительную часть первых корабельных экипажей составляли жители Русского Севера — поморы, с детства занимавшиеся морским промыслом и имевшие богатый опыт судоходства.

«Случалось даже так, что матросы-поморы могли чему-то научить и своих офицеров, которые ещё недостаточно хорошо ориентировались в новых для себя условиях», — отметил Кротов.

18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

  • Порт Архангельска в начале ХХ века 
  • © Архивное фото

По мере развития российского судостроения Архангельск стал одним из основных кораблестроительных центров в стране. При этом историки отмечают, что в последнее время роль Архангельска в создании российского парусного флота почему-то недооценивалась, хотя она была огромной и после XVII века.

«70% кораблей Балтийского флота были построены именно на Соломбальской верфи — на тот момент самой большой в стране», — подчеркнул Гостев.

В ходе Северной войны и после её завершения несколько раз поднимался вопрос о переносе северных судостроительных мощностей в Санкт-Петербург, однако в 1732 году Воинская морская комиссия провела исследование и пришла к выводу о перспективности развития Соломбальской верфи. С 1724 года и до начала XIX века на ней были построены 104 линейных корабля, 32 фрегата и 62 малых судна. В 1825 году в Архангельске был спущен на воду один из первых российских пароходов — «Лёгкий». В середине XIX столетия объёмы строительства кораблей на верфи сократились, а в 1862-м она была упразднена. За все годы её существования на ней был построен 481 корабль.

«В ХХ веке и до наших дней судостроительные традиции, заложенные ещё мастерами Соломбальской верфи, продолжили корабелы архангельской «Красной кузницы» и военных судостроительных заводов Северодвинска», — заключил Гостев.

Источник >>>

18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

18 августа 1693 года - В историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *