героическая истории, случившейся с моряками, чей воинский эшелон был атакован немецкой авиадесантной группой. У фашистов были пулеметы, у матросов — только ножи и крепкие руки. Но военная смекалка и отвага позволили краснофлотцам уничтожить десант. Под командованием минера Ивана Никулина был собран истребительный отряд. Отряд двинулся по немецким тылам и очень скоро вырос до 200 человек.
Детали о деятельности отряда Ивана Никулина можно узнать из рапорта начальника политического управления Военно-морского флота СССР И.В.Рогова в ЦК ВКП(б): «…Из отряда Никулина остались живые свидетели — раненые бойцы и командиры 17-го кавкорпуса, в частности лейтенант Акимов Иван Павлович, всадники Татарченко Николай Григорьевич, Зыков Константин Савельевич, сержант Минаков Иван Федосеевич, а также железнодорожник Шевелев Прохор. От них случайно, в поезде, разыскивая моряков, узнал спецкорреспондент газеты «Красный флот» политрук Мирошниченко и написал статью о героическом отряде Никулина». По рассказу первых четырех, они после одного боя в районе ниже Кущевки были захвачены в плен превосходящими силами врага и согнаны в скотный двор колхоза имени Ильича. Из плена их отбил отряд Никулина, который в количестве 32 бойцов внезапно налетел рано утром и перебил около 80 немцев и румын. Далее в рапорте сообщалось: «…Из разговоров же политрука Мирошниченко с участниками отряда Никулина можно сделать предположение, что 25 раненых моряков-черноморцев были выписаны после излечения из госпиталей, расположенных в районе Минеральные Воды и направлялись в бригады морской пехоты, действовавшие на Южном фронте. По характеристике участников отряда командир отряда Иван Никулин — шахтер Горловских рудников, среднего роста, плечистый. Служил Никулин на кораблях Черноморского флота в Севастополе».
В районе Тихорецка — Краснодара противник окружил три наших бронепоезда, которые находились в тяжелом положении. Узнав об этом, отряд Никулина в течение двух суток помогал бойцам бронепоездов отбиваться от немцев, исправлять пути, чтобы прорваться к своим. Нам известно, что летом 42-го на пути передовых частей наступающих немецко-фашистских войск в сальских степях встал 8-й отдельный дивизион бронепоездов. В начале августа на станции Тихорецкой ожесточенные бои с танками и автоматчиками противника вели бронепоезда «Комсомолец Чувашии» и «Уфимский железнодорожник». Последний и неравный бой бронепоезда 51-го и 53-го бронедивизионов приняли 5 августа, когда немцы были уже в Тихорецке.
Сам командир отряда Иван Никулин погиб в бою. Обвязавшись гранатами, он бросился под немецкий танк. На могиле геройски погибшего комиссара отряда Василия Клевцова и его двух товарищей матросы поставили стоймя кусок фюзеляжа взорванного ими в бою «Юнкерса» с надписью: «Товарищи, когда придет время, поставьте памятник на этой могиле. Здесь лежат погибшие за честь и свободу нашей Родины моряки-черноморцы Клевцов, Коновалов, Серебряков». Старожилы – тихоречане вспоминали о том, что на старом городском кладбище, действительно, можно было найти фрагмент фюзеляжа (по другим воспоминаниям, крыло самолёта).
Из Газет «Правда» и «Красный флот» политрук И. Мирошниченко 1942 год.